Звёздный парк Монрепо

23 октября 2018 -
Парк Монрепо — одна из главных достопримечательностей Выборга и всей Ленинградской области. "Как часто мы проходим мимо истинного рая… который снаружи так незаметен для глаз черни…", — писал барон Людвиг-Генрих Николаи (1737–1820) о созданном им парке в поэме "Поместье Монрепо в Финляндии" (1804) [1].Дорога делает плавный поворот и из-за каменистой кручи, поросшей соснами, медленно выплывают ворота парка со стреловидными арками. Врата в Звёздный парк Монрепо. Рисунок 01. Ворота парка. Все рисунки к статье размещены в альбоме под соответствующими номерами. В России Л.Г. Николаи начал свою карьеру в 1769 г. в должности наставника будущего императора Павла 1, а закончил её президентом Петербургской Академии Наук. Рисунок 02 Портрет Л.Г. Николаи. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, он был лично знаком с выдающимися представителями французской просветительской философии Вольтером, Дидро, Даламбером [2].Монрепо — особое место. Пройдя сквозь врата, вы словно попадаете в другое пространство. Здесь, похоже, и время течёт как-то иначе. Оно обволакивает и успокаивает человека. Много всего интересного в парке, и невольно задаёшься вопросом, какую идею хотел воплотить его хозяин. Создать пейзаж, приятный для глаза и располагающий к отдыху? Удивить гостей? А может, что-то ещё?Попробуем найти ответ у самого Николаи. Ведь он оставил нам свою поэму — подробное описание парка. В тексте в частности мы встречаем легенду о пастухе Ларсе и нимфе Сильмии. Вот она [1].Подойди сюда и выслушай историю Сильмии. В давние времена она гуляла здесь, любимая богами. Она была благородного происхождения, благочестива и благодетельна. Ларс, добрый юноша, статный, но бедный,(У него паслось лишь шесть коз в болотах среди скал) жил там. Едва он увидел Сильмию, как любовь ярко вспыхнула в его груди. Поберегитесь, козы! Ваш пастух не видит больше вас,Он высматривает лишь Сильмию,А лишь только увидит её, замирает с глупой минойИ рта не может раскрыть. Как только она уйдёт, он сердится на себя за молчание,Его изнуряет любовь, а его стадо терзает жажда и голод. Он плохо пас своё стадо, половину которого съел волк. Добрый Ларс проводит дни в горе,Видя кругом лишь несчастья, он плачет и плачетДо тех пор, пока у него не темнеет в глазах, и он не слепнет. Он хочет умереть, не обращая внимания на утешения друзей. О его душевной боли не знает никто. Лишь одному человеку он поведал о ней. Слух о его горе долетел до ушей Сильмии. Ей сообщил также друг пастуха о том,Что она и сама уже давно заметила. Полная сострадания, вступила она на камень,И воззвала к утреннему солнцу: "О ты, око творца!Я надеюсь — моя мольба найдёт отклик у тебя!О, дай источнику силу исцелить глаза бедного пастуха. Пусть поток прозрачной воды брызнет из камня,Как кровь из разрезанной вены, и струится на восток. А ты, друг, приди сюда, когда взойдёт Аврора,И смочи трижды глаза прохладной водой источника".Ларс так и сделал. Исцелённый, возвратился он к хижине,И нашёл там прежнее число коз,Тучных и весёлых, а также овец и баранов. Он поспешил к Сильмии с благодарностью в груди,Но она, целомудренная, уже исчезла. Больше её не видели здесь никогда. Лишь по-прежнему журчал целительный источник. Ежедневно Ларс садился около него и тепло благодарил её. Ему казалось, что в журчании ручейка он слышит ответ Сильмии. И хотя Ларс был беден, но он никогда не забывал пожертвовать для источника. Здесь много символики. Так имя девушки созвучно с финским словом silmä, означающим глаз. Вода из источника нимфы Сильмии в парке течёт на восток. Такое направление течения воды родника, согласно финским сказаниям, является целебным. Надо также отметить, что легенда о пастухе Ларсе в целом очень похожа на изложение известного сюжета античного мифа об охотнике Орионе, который влюбился, был ослеплён, а затем прозрел, подставив свои глаза лучам восходящего Солнца. Рис. 03. Источник Нарцисс. Тут и кроется ключ к разгадке тайны ландшафтной композиции парка. Просвещённые архитекторы возводили свои сооружения на местности в соответствии с тщательно продуманной схемой, которая отражала расположение некоторых небесных объектов. Этот приём применяли ещё в древности. За примерами ходить далеко не надо — это Египетские пирамиды. Существует мнение, что ансамбль пирамид в Гизе отражает в своей планировке участок звёздного неба в районе созвездия Орион. А вот расположение на территории Франции группы соборов, посвящённых Великой Матери, является зеркальным отражением звёзд в созвездии Девы. Монахи острова Валаам создавали на своём острове подобие местности, где совершил свой духовный подвиг Иисус Христос. Наверное, можно отыскать и другие примеры, но и этого вполне достаточно. Реализация в "земном" сооружении "небесного" плана представляется совершенно естественной, поскольку человек всегда стремился в небо. Но при этом постройка оказывается наделённой некоторыми особыми свойствами. У посетителя возникает особое состояние, которое соответствует объединению "неба" и "земли".Очень часто, увлекаясь заморскими диковинами, мы не замечаем, что нечто не менее удивительное находится совсем рядом. В плане парка Монрепо заложена та же идея — проекции участка звёздного неба на поверхность земли [3]. Л.-Г. Николаи — уроженец города Страсбурга. А у немцев в древности созвездие Орион называлось "Пастух". Так Л.-Г. Николаи намекает на созвездие Орион. Что же, будем следовать этой подсказке. Рис.04. Рисунок созвездия Орион. (Ян Гевелий "Uranographia",1690 г.)На ночном зимнем небе, в ясную погоду отлично видно созвездие Орион и три яркие звезды: это Бетельгейзе — альфа Ориона; Процион — альфа Малого Пса и Сириус — альфа Большого Пса. Эти звёзды на небе мысленно можно объединить и составить почти правильный равносторонний треугольник. Для проверки идеи проекции участка звёздного неба на поверхность земли были выбраны именно эти звёзды, поскольку они в данной части неба самые яркие, а треугольник такая фигура которую проще всего искать на плане парка (Рис.04.).Рис.05. Карта звёздного неба [4].Внимательно посмотрев на план, можно увидеть подобный треугольник, в вершинах которого лежат: "Большая клумба" с деревьями вместо цветов (Рис.05.); небольшой объект, видимо, клумба в равнинной части парка (ныне не сохранился) и объект вблизи павильона Паульштайн. Подобрав одинаковые масштабы карты звёздного неба и плана парка, действительно, можно совместить оба треугольника и убедиться в том, что они практически совпадают. Карту звёздного неба при этом придётся развернуть почти на 90 градусов относительно плана парка. Рис. 06 "Большая клумба"Рис. 07. План парка Монрепо начала XIX века. Рис. 08. Павильон Паульштайн. Ныне не сохранился. Рис. 09. Рис.7. Карта звёздного неба. Фрагмент. На карте звёздного Рис.7. цифрами обозначены: 1 — созвездие Малого Льва, 2 — созвездие Рака, 3-созвездие Близнецов, 4 — созвездие Льва, 5 — Млечный Путь, 6 — созвездие Малого Пса, 7 — созвездие Орион, 8 — созвездие Единорог, 9 — созвездие Большого Пса, 10 — эклиптика, 11 — небесный экватор, 12 — звезда Процион, 13 — звезда Бетельгейзе, 14 — звезда Сириус. Рис.10. План парка. Фрагмент. На плане парка Рис 8, цифрами обозначены: 1 — главный дом усадьбы, 2 — библиотечный флигель, 3 — "большая клумба", 4 — объект вблизи павильона "Паульштайн", 5 — площадка соответствующая проекции звезды Процион, 6 — обелиск Броглио, 7 — колонна, поставленная в честь императоров 8 — главные ворота, 9 — главная дорожка, 10 — дорожки в парке, 11 — ворота, ведущие к пристани, 12 — ограда парка, 13 — скальная гряда, 14 — береговая линия, 15 — воды залива, 16-необустроенная территория. При наложении карты звёздного неба на план парка он обретает космический символизм. Млечный путь, оказывается, спроектирован на равнинную часть парка, а через ворота, ведущие от усадьбы к пристани, "проходит" небесный экватор (Рис.10).Рис.11. Совмещение карты звёздного неба и плана парка. Вход в парк — это своеобразные Звёздные врата, за которыми посетителя ждёт прекрасное состояние объединения Неба, Человека и Земли. Главный дом усадьбы и библиотечный флигель оказываются расположенными в области, соответствующей созвездию Единорога, а Единорог — мифическое животное, которое считается символом чистоты и девственности. В мифах принято считать лес телом, а единорога его духом. И действительно, вряд ли чем иным как не духом парка можно считать главный дом усадьбы с обитающими в нём хозяевами. А что можно посмотреть в самом парке? В настоящее время, гуляя в парке, мы можем увидеть "Большую клумбу" (Фото 2009 г. Рис.05.), которая расположена недалеко от входа. Она соответствует звезде Бетельгейзе на карте звёздного неба. Что касается двух других объектов, то ситуация тут значительно сложнее. В равнинной части парка планировка дорожек изменилась. Она несколько иная, чем на исходном плане у Л.-Г. Николаи. Объект, соответствующий звезде Процион, по плану начала XIX века должен располагаться в равнинной части парка. Нынче в этом районе можно было увидеть округлое, пятно зелёно-сиреневого цвета — заросли репейника. С третьим объектом, соответствующим звезде Сириус, дело обстоит ещё хуже. Павильон Паульштайн утрачен, осталась только прямоугольная площадка неровно обколотого гранита — следы фундамента. Интересующий нас объект должен быть расположен восточнее павильона, но сейчас тут только обломки скал и заросли кустарника. И другие области парка можно рассматривать с точки зрения "небесного" символизма. Так, колонна, поставленная в честь императоров Павла I и Александра I, установлена в районе, соответствующем проекции созвездия Льва, которое считалось символом царской власти (Рис.8.).Рис. 12. Колонна в честь Императоров. Вот что писал Л.-Г. Николаи об этом в своей поэме: "Также здесь ты видишь высокую колонну из мрамора. Кое-что поясняют слова на её постаменте: "Цезарь подарил нам этот покой". К этой надписи имеете отношение вы оба: Ты, Павел, который так щедро вознаградил мою долгую службу, позволив украсить этот уголок по моему вкусу. А ты, Александр, который снял ярмо с моей натёртой шеи и на закате моей жизни отдал Монрепо в полную мою собственность…".Если подойти к колонне и определить, как ориентировано её основание, то можно обнаружить, что оно одной гранью указывает на центральный портик усадебного дома. Это ещё одно хорошо сохранившееся подтверждение того, что всё в парке не случайно. Всё тщательно продумано и следует общей идее. Рис. 13. Ориентировка основания колонны. Другой пример — обелиск братьям Броглио. Он установлен в честь погибших в сражениях эпохи наполеоновских войн братьев супруги Пауля Николаи. Внешне обелиск очень похож на древнеегипетские обелиски и одновременно напоминает гигантский гномон (центральный стержень, отбрасывающий тень) солнечных часов. Рис. 14. Обелиск братьям Броглио. И его пьедестал тоже точно ориентирован. Одной своей гранью он указывает на беседку, стоящую на противоположном мысу. Рис.15. Ориентировка основания обелиска. Сам обелиск установлен вблизи проекции созвездия Близнецы. В Греции созвездие Близнецы ассоциировалось с мифическими братьями Диоскурами. Легенды приписывают им множество воинских подвигов. Да и само название скалы, где стоит обелиск "Левкатийская скала", наводит на ассоциации с названием "лёвка", что, согласно греческой мифологии, означает один из островов блаженных. С точки зрения "небесно-земных" соответствий, могут быть объяснены направления прокладки многих дорожек в парке, которые не случайны, и другие его особенности. Например, район парка "Конец света" весьма близок к проекции на карте звёздного неба южного полюса мира. Детальный анализ наложения карты звёздного неба на план парка показал множество соответствий, что практически полностью исключает случайные совпадения. Соотнесение двух планов, звёздного неба и земного плана парка можно продолжать и далее. Но пора остановиться. Гораздо лучше, приехав в парк самостоятельно, пройти сквозь "звёздные врата", прогуляться по "небесному экватору", совершить путешествие по "Млечному пути". Да и просто насладиться природой, облагороженной благодаря идеям искусного создателя парка. Литература. Л.-Г. Николаи. Имение Монрепо в Финляндии. 1804 г. Перевод. О. Глазковой. 2002 г.Монрепо. Путеводитель. ГИАМ "Парк Монрепо".Морозов С.В. Небесный план на Земле. Журнал МОSТ №51, апрель 2002.Атлас звёздного неба. — СПб.: Журнал "Нева", 1995.P. S.: Эти исследования были проведены в самом начале XXI века. В статье изложена лишь их малая часть с целью продемонстрировать основную идею планировки парка. По этим материалам были написаны и защищены несколько вузовских дипломов. Администрация музея "Парк Монрепо" присутствовала на защитах и была полностью ознакомлена с полученными результатами. Но тут авторы столкнулись с ещё одной загадкой. Все эти материалы, которые могли усилить интерес к парку и, соответственно, доходы музея, были полностью проигнорированы. Эту загадку нам вряд ли удастся разгадать. Сейчас 2018 год, и в парке идёт масштабная реконструкция. Массово вырубаются деревья. А как будет выглядеть парк, в конечном счёте, покажет время.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 68 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!