Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Суперэго и негативное ядро — что же там в глубине нашей психики?

30 сентября 2018 -
В когнитивно-поведенческой терапии (Аарон Бек) есть такое понятие, как "негативное ядро". При исследовании в ходе терапии негативных мыслей клиента о самом себе в конце концов все эти длинные мысли, фразы, представления о самом себе как человеке слабом, некрасивом, глупом и т.д., формулируемые длинными фразами, сокращаются до совсем коротких: Я — плохой, Я — слабый, Я — уродливый и т.д.Работа сложная и неприятная. Обнаружить в глубине своей психике то, что именно так ты о себе думаешь — крайне неприятно, часто болезненно, хотя и терапевтично. Дальше уже и начинается непосредственно терапевтическая работа — конфронтация с этими представлениями о самом себе, развенчание этого убеждения и возвращения себе адекватной самооценки. В концепции КПТ эти короткие мысли как раз и находятся в некоем "негативном ядре" (или представляют из себя негативное ядро).Так как основное моё психологическое образование — психоаналитическое, и хотя я знакомился и изучал другие современные направления психотерапии: гештальт, уже упомянутый когнитивно-поведенческий подход, экзистенциальный и дазайн-анализ, и мне более привычна структурная модель психики, предложенная Фрейдом, тем не менее показалось интересным попробовать соотнести друг с другом два конструкта из разных психотерапевтических школ — а именно негативное ядро и Суперэго. Напомню, что Супер-Эго (Фрейд использовал название Uber-Ich, то есть "Сверх-Я", слово Super-Ego придумал Уильям Джонс, когда переводил Фрейда на английский) — такая инстанция в психике человека, которая ответственна за контроль над его поведением, не даёт инстинктивным желаниям человека, нарушающим нормы общественной морали в его поведении проявиться. Суперэго содержит в себе интроецированные послания (в основном, родительские, но не только) объясняющие и указывающие, как человек должен себя вести в тех или иных жизненных ситуациях. В ходе психоаналитической терапии эти послания всплывают в речи пациента (клиента) как долженствования. Ты должен вести себя скромно, не начинать есть первым, при прямом взгляде на тебя мужчины смущаться и отводить глаза и т.д., и т.д. Надо ли объяснять, что не всегда эти интроекты в жизни полезны? Воспринятые в детстве как абсолютные, универсальные для всех жизненных ситуаций, они часто делают наше поведение дезадаптивным, усложняют нам жизнь, вместо того, чтобы сделать её легче и удобнее для нас. Так, например, девушка, носящая в себе интроекты о скромности (как приведённые выше), не может выстроить нормальные отношения с мужчинами, даже просто их начать. В суперэго также находятся не только долженствования, но и оценки, иногда с этими долженствованиями связанные, иногда — нет. Ты слишком слабый, поэтому должен избегать конфликтов, ты не сможешь постоять за себя. Ты некрасивая, поэтому мальчики тобой интересоваться не будут. То есть в суперэго эти послания звучат со словом ты: ты — некрасивая, ты — трусливый, слабый и т.д. Затем, каким-то образом эти послания (интроекты) перерабатываются психикой (ассимилируются), становятся частью Эго или личности уже со словом "я". Я — слабый, я — уродливый и т.д. И, если мы в этом месте смело соединим две конструкта из разных психологических школ, формируют негативное ядро. Негативные послания взрослых (реже — сверстников) в детстве со словом "ты" трансформируются в негативное представление о самом себе в негативном ядре. Разумеется, это происходит в том случае, если ребёнок (бессознательно, разумеется) согласился с такой оценкой себя взрослым и принял его правила поведения. Для того, что сформировать негативные представления о себе, необязательно должно присутствовать именно такое прямое послание со словом "ты". В принципе, ребёнок может сформулировать такое утверждение о самом себе и самостоятельно, в ответ на реакцию взрослого. Например, раздражённая мать может, не дожидаясь, когда ребёнок сам наконец завяжет шнурки, оттолкнуть его руки и завязать сама. "Я — неспособный что-то сделать самостоятельно", — формулируется мысль у ребёнка. Конечно, я здесь даю несколько упрошенную модель формирования негативных представлений о себе, всё происходит не так просто и не так линейно, но общая схема примерно такова. В терапии, не важно, в каком подходе: КПТ, психоаналитической терапии и т.д., эти интроекты и я-концепции берутся в работу, клиент в совместной работе с терапевтом, во-первых, осознаёт их, во-вторых, их переоценивает, воочию увидев их ошибочность и то, как они мешают ему жить. В данной статье мне было интересно рассмотреть именно соотнесённость друг с другом двух конструктов из разных психотерапевтических систем — суперэго и негативного ядра. На мой взгляд, это соотнесение в данном контексте вполне корректно — в плане рассмотрения того, как "ты-послания" и долженствования из суперэго "перетекают", трансформируются негативные я-концепции негативного ядра психики. Я умышленно называю и суперэго, и негативное ядро конструктами, поскольку, на мой взгляд, они являются не феноменами психики, а некоей метафорой, помогающей лучше понять процессы происходящие в психике. Метафора — неточное слово, конструкт — точнее. За рамками статьи остаётся сам процесс трансформации "ты-послания" в "я-концепцию", возможно, это тема дальнейших размышлений и тема какой-то будущей статьи, а, возможно, он уже описан кем-то из авторов и просто пока мною не изучен.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 93 просмотра
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!