Сайт может содержать контент, запрещенный к просмотру лицам до 18 лет!
20 октября 2018, Психология Юрий

Школьная тревожность

57 просмотров
Голосов: 0
0
В одной из предыдущих статей мы рассматривали такую серьёзную проблему сегодняшних школьников, как школьный невроз, и говорили об одной из основных составляющих этого невроза — повышенной тревожности ребёнка по отношению именно к школе. Рассмотрим сейчас эту проблему более подробно. Редко бывает так, чтобы ребёнок, абсолютно спокойный и жизнерадостный в повседневной жизни, становился тревожным именно в школе. Школа часто является специфическим стрессогенным фактором для ребёнка, но обычно этот стресс накладывается на уже существующую тревожность, то есть тревожность, уже сформировавшуюся в его родительской семье. Однако тему формирования тревожности у ребёнка в семье рассмотрим в следующей статье, а сейчас поговорим именно о том, как эту тревожность формирует школа, и что делать, если у ребёнка появилась именно школьная тревожность — тревога, связанная с посещением школы, страхом получить плохую оценку, насмешек и унижений со стороны учителей и одноклассников и т.д.Тревога, в отличие от страха, эмоциональное состояние часто с непонятной этиологией не очень понятно, что именно вызывает тревогу. Не понятно ни родителям, ни учителям, ни самому ребёнку. За тревогой скрываются какие-то конкретные страхи: получить плохую оценку, страх того, что родители за эту плохую оценку будут ругать. Причём эта плохая оценка — необязательно двойка. Одна из клиенток рассказывала мне, что в детстве мать ругала и наказывала её (ставила в угол) за… четвёрки. Кажется чудовищным, но эта, не вполне адекватная мать, настаивала на том, чтобы её дочь не получала никаких других оценок, кроме пятерок. Исследования показывают, что уровень тревожности ребёнка находится в прямой зависимости от его успеваемости. Причём самый высокий уровень тревожности — у "двоечников", у тех, кто учится на "тройки", он значительно ниже, а у отличников… он снова резко повышается. "Середнячки" в этом плане оказываются самыми эмоционально устойчивыми, наименее подвержены тревожным состояниям и расстройствам. Если, на первый взгляд, такой результат кажется удивительным — казалось бы, чем лучше ребёнок учится, тем меньше оснований у него тревожиться, однако, если подумать, то всё становится понятно. И двоечники, и отличники одинаково испытывают давление со стороны взрослых. Двоечники — должны исправиться, об этом им говорят учителя, на них давят родители, которые испытывают стыд и ощущение собственной неполноценности (ну как же так — у меня, и такой ребёнок). Отличники же — должны продолжать всё время "держать марку", немного расслабиться и получить тройку для них недопустимо. Отсюда — высокий уровень напряжения, что и проявляется в формировании тревожности. Вторая основная причина развития у ребёнка школьной тревожности, помимо страха получить плохую оценку — проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями. Переживание тревоги — это достаточно обычное и вполне нормальное состояние в ситуации неизвестности. В школе достаточно много таких ситуаций. Сдал контрольную — а какую оценку мне поставят, вызовут к доске на этом уроке или нет, а не забыл ли я что-то принести в школу или сделать и т.д. Человек не может всё время находиться в безмятежном, блаженном состоянии. В ситуации деятельности, принятия решений некоторый уровень тревоги, опасения потерпеть неудачу присутствует, и это вполне естественное для человека состояние в такой ситуации. Речь идёт о том, чтобы эта тревога не стала ни чрезмерной, ни хронической. В школе ребёнок учится справляться с тревогой. Ему можно объяснить, что испытывать некоторый страх перед результатами контрольной или, тем более, экзамена — вполне нормально, и все люди, за редким исключением, такой страх испытывают. Надо сказать, что небольшой уровень тревоги оказывает мобилизующий эффект. Человек, в нашем случае — школьник, лучше справляется с заданием, если немного волнуется по поводу качества его исполнения. При безразличном отношении — задание чаще выполняется плохо либо не выполняется вообще. Однако, если уровень тревоги становится очень высоким, он оказывает тормозящее действие на психику. Ребёнок, если его тревожность перед школой становится чрезмерно высокой — хуже учится, теряет мотивацию к учёбе, у него могут появиться симптомы школьного невроза. Задача взрослых — помочь ребёнку понять свои страхи, чего именно, и почему он боится. А, поняв, проговорив вместе с ним эти страхи, дать ему понять, что то, чего он боится, на самом деле не так уж и страшно. Что, во-первых, он всегда может рассчитывать на вашу поддержку, а, во-вторых, если его страхи действительно реализуются (двойка за контрольную), последствия не будут такими катастрофическими, как он это себе представляет. То есть двойку нужно будет исправлять, прилагать усилия, но это — вполне посильная задача, и вы ему в этом поможете. Двойка — это не ужас-ужас-ужас, а просто ужас. В общем, поддержите ребёнка в ситуации, когда он испытывает сильную тревогу. Помогите ему с этой тревогой справиться. Пусть он проговорит и обсудит с вами свои страхи. А если вы сами не справляетесь — есть много прекрасных детских и подростковых психологов, которые с вашей помощью и помощью самого ребёнка вполне способны справиться с этой задачей. P.S.: Когда уже почти написал эту статью, пришли ужасные новости из Керчи. Очень не хочется спекулировать на этой теме. Я пока не знаю (а, скорее всего, никогда и не узнаю) правдивых подробностей про жизнь молодого человека, совершившего ужасное преступление и затем покончившего с собой. Мне сложно понять истинные причины совершения им этого кошмарного преступления. Вряд ли в наших условиях будет составлен его психологический портрет, и проанализированы именно психологические причины его чудовищных действий. В новостях промелькнуло, что он был замкнут и вроде бы подвергался в колледже психологической травле. Я здесь вступаю на очень тонкий лёд, тема чрезвычайно острая и болезненная, но рискую предположить, что если бы окружающие его взрослые уделили внимание его состоянию, нашёлся бы взрослый — педагог или психолог, который поговорил бы с ним о его проблемах, всё могло бы быть по-другому. Повторюсь, я не знаю подробностей и не хочу на этой теме спекулировать, опасаюсь вызвать какие-то гневные комментарии в свой адрес именно в силу остроты и болезненности темы, однако всё-таки счёл нужным написать об этом.
Позитивных: 0
На тройку: 0
Негативных: 0
Общий балл:
0
Всего отзывов: 0

Нет отзывов. Ваш будет первым!

0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!



Похожие статьи:

Общество друзей милосердия