Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Как сенсомоторная коррекция способствует развитию когнитивных функций. Игры с мячом

16 октября 2018 -
Казалось бы, какая связь между упражнениями с мячом и умственным развитием?В простых движениях всё не так то просто… И вы в этом убедитесь!С 2,5–3 лет лет ребёнок может катать мяч по полу, бросать мяч друг другу. И я вам рекомендую не пренебрегать этим инструментом для развития ребёнка. На примерах упражнений с мячом я расскажу вам какие функции задействуются и развиваются у детей, и какую пользу приносит это в будущем, например, на этапе школьного обучения. Итак, приступаем!Бросание мяча друг другу. При броске у ребёнка задействованы: тактильная чувствительность (ребёнок чувствует фактуру материала, из которого мяч сделан, его форму, размер, вес), зрительные гностические функции (цвет мяча, рисунки на мяче), зрительно-моторная координация (когда ребёнок учится не только ловить мяч, но и целится в руки партнёра), мышечная дифференциация и проприоцептивная чувствительность (когда ребёнок начинает чувствовать, с какой силой ему нужно бросить мяч, чтобы он попал до цели, и с какой силой сжать мяч, когда он попадает в руки так, чтобы тот не лопнул, тренируется моторная ловкость), координация движений и тренировка вестибулярного аппарата и мозжечка (ребёнок подстраивается свои движения так, чтобы поймать мяч, координирует свои движения с движением мяч, тренируется точность движений), функции программирования и контроля деятельности (нужно спланировать свои действия так, чтобы мяч долетел до цели, а не вбок, и не так, как сейчас захотелось — запулить мяч до потолка, а в соответствии с задачей и условием игры).Развитие всех этих функций нам пригодится при письме в школе: хорошая мышечная чувствительность — нужный нажим карандаша, ровный, а не дрожащий почерк, зрительно-моторная координация — соблюдение строки при письме, а не когда буквы уходят ниже строки или выше, функции программирования и контроля необходимы ребёнку во всех видах учебной деятельности (от написания буквы до решения тригонометрических уравнений). Здесь надо подчеркнуть, насколько это важно — уметь планировать и контролировать свою деятельность. Дети в школе, у которых слабо развита функция планирования и контроля собственной деятельности, делают ошибки при письме — пропускают буквы, не дописывают слова, забывают о применении правил и допускают орфографические ошибки, испытывают трудности в решении примеров и задач, особенно в решении задач в два-три действия. При тренировке в данном упражнении ваш ребёнок пройдёт несколько этапов: сначала он научится ловить мяч, затем более сложной задачей окажется бросание мяча партнёру, и здесь вам важно сказать ребёнку, что целится надо в руки партнёру, а не вверх, не вбок, не в голову, а именно в руки, которые партнёр заранее приготовил для ловли мяча — руки вытянуты вперёд, ладони раскрыты. Для ещё большего сенсорного развития неплохо было бы, если ребёнок будет иметь опыт взаимодействия с мячами разных размеров, весов и фактур, ну и, конечно же, цвета. Отбивание мяча двумя руками от пола. Это упражнение, которое будет являться следующим по возрастанию сложности для ребёнка. Наверняка вы увидите, что ребёнок сначала не отбивает мяч от пола, а просто отпускает его из рук — мяч подпрыгивает от пола — ребёнок ловит его двумя руками. Пусть ребёнок сначала отработает такое выполнение этого упражнения. После того, как вы убедитесь, что ребёнок научится ловить подпрыгнувший от пола мяч, вы сообщаете ему, что мяч нужно не просто отпускать, а ударять его о пол. Вот здесь для малыша будет стоять новая задача как для программирования и контроля своей деятельности, так и для дифференциации силы удара мяча о пол. Здесь у ребёнка может быть такая ошибка, по причине которой у него не получается ловить мяч — бросает мяч далеко от себя. Тогда вам нужно объяснить, что целиться нужно прямо под ноги перед собой (можете дать какой-то ориентир в виде рисунка на паласе, например).Бросание мяча друг другу с заданием. Теперь, когда ребёнок научился бросать мяч партнёру, отбивать мяч от пола, эти два упражнения можно объединить: на счёт 1,2 — отбивание мяча о пол, на счёт 3 — бросание мяча партнёру. Вот теперь у ребёнка есть прекрасная возможность для развития переключения с одного действия на другое. При выполнении этого упражнения ребёнок может совершать такую ошибку — отбивание мяча от пола происходит не 2 раза, а 3 и более, то есть когда ребёнок не отошёл от старого стереотипа с выполнения прошлого действия и не переключился на новое. В этом случае вы поправляете ребёнка и напоминаете ему об условиях игры. Почему важно уметь переключаться с одного действия на другое? Если у ребёнка плохо работает эта функция, то на письме он совершает такие ошибки: пишет лишние элементы в буквах и словах по инерции, забывает писать первое слово в предложениях с большой буквы — всё это симптомы регуляторной дисграфии. Или учитель давала задание подчеркнуть главные члены предложения, а ученик по инерции подчеркнул и второстепенные тоже. Чтобы избежать таких проблем в будущем, и необходимо тренировать умение переключения серии действий. Бросание мяча друг другу с двумя-тремя заданиями. Например, в предыдущее упражнение вы добавляете передачу мяча из руки в руку за спиной. Тогда на счёт 1,2 — отбиваем мяч о пол, 3,4 — передаём мяч за спиной из руки в руку, на счёт 5 — кидаем мяч партнёру. В этом упражнении важно, чтобы ребёнок не сбивался со счёта, считал себе сам, выполнял упражнение точно. После того, как ребёнок научится выполнять бросок мяча друг другу с 2 заданиями, добавляйте третье — например, передача мяча из руки в руку над головой. Тогда упражнение может выглядеть так: на счёт 1, 2 — отбиваем мяч о пол, 3,4 — передаём мяч за спиной из руки в руку, 5,6 — передача мяча из руки в руку над головой, на счёт 7 — кидаем мяч партнёру. Другим ещё более сложным вариантом будет являться смена 2–3 серий упражнений. На счёт 1,2 — отбиваем мяч от пола, 3 — кидаем партнёру. Следующая серия: 1,2 — передача мяча из руки в руку за спиной, 3 — бросание мяча партнёру. Третья серия: 1,2 — передача мяча вверху над головой из руки в руку, 3 — бросание мяча партнёру. Все три серии должны сменять друг друга и важно не ошибиться в последовательности. А ещё лучше, давать эти задания ребёнку на слух. Тут мы тренируем ещё более высокий уровень контроля и удержания в памяти условий задания на слух. Все вспомнят, как учитель давала несколько заданий сразу: "Спишите пятое предложение из текста, подчеркните главные члены предложения, у имён существительных определите и подпишите падеж" — сразу 5 заданий, и все их нужно в памяти удержать и выполнить. И вы наверняка вспомните, как кто-то из класса даже после двукратного прочтения инструкции учителем спрашивал: "А подчёркивать главные предложения нужно? А списывать пятое или первое предложение? А падежи надо подписывать?" Вот именно для этого и необходимо тренировать умение удерживать задания на слух. Бросание мяча вверх. На первый взгляд в этом упражнении нет ничего сложного, однако, как показала практика, детям намного труднее выполнить его. Самое сложное здесь — удержать равновесие, научиться следить глазами за мячом, который летит вверх, так как по большей части взгляд ребёнка направлен прямо или вниз, а направление взгляда вверх требует новых непривычных ему усилий. Ребёнок, к тому же, при взгляде прямо и вниз визуально опирается на статичные горизонтальные линии в окружающей обстановке, а когда смотрит вверх, эти линии теряются из обзора, и привычная "картинка" начинает колебаться — и здесь первая задача — удержать равновесие. Также ребёнку необходимо будет научиться бросать мяч вверх прямо, а не вбок или назад, как поначалу и происходит. Бросание мяча с хлопком. Для выполнения этой задачи ребёнку кроме всего того, что сказано выше, нужно рассчитать силу и высоту броска, чтобы успеть сделать хлопок. А также скорость выполнения самого хлопка. Дети, как правило, не успевают хлопнуть до того, как мяч окажется на уровне рук, и мяч ударяется о пол. В этом случае можно сделать этот вариант промежуточным этапом для усвоения основного упражнения, хотя оно может выступать и как самостоятельное, тогда у ребёнка ещё лучше развиваются глазодвигательные функции, а также программирование и контроль деятельности. Здесь для лучшего самоконтроля и облегчения задачи можно ввести речевую формулу: "бросок-хлопок-упал(мяч)-поймал".Бросок мяча вверх с хлопками сзади и спереди. В подобных упражнениях мы тренируем у ребёнка ещё и скорость переработки информации. Отмечу, что сразу ребёнку трудно будет его сделать, тогда мы вводим также промежуточное тренировочное упражнение: "бросок-хлопок сзади-хлопок спереди-упал (мяч)-поймал". То есть мяч ловим после того, как он упал на пол и отскочил. В этом случае у ребёнка есть возможность натренировать скорость совершения хлопков. Также при необходимости отдельно тренируются хлопок сзади и спереди. Скорость обработки информации и скорость ответной осмысленной реакции в школе да и не только — ребёнку пригодится ежеминутно. Отбивание мяча с поворотом вокруг себя на 360 градусов. В этом упражнении тренируются вестибулярные функции, скорость переработки информации и ответного действия, зрительно-моторные функции. Ещё лучше, если у ребёнка здесь добавится задача бросать мяч в мишень на стене (это поставит задачу целиться именно в определённое место, организовывая действия ребёнка).Первое, второе и третье упражнения ребёнку будут доступны с 2,5 лет, более сложные — с 3,5–5.Кроме всего вышеперечисленного, упражнения с мячом разовьют у вашего ребёнка моторную ловкость, подвижность, уверенность в себе и своих силах, будут укреплять физическое здоровье, коммуникативные навыки, умение соотносить своё действие с действием партнёра и просто создадут хорошее настроение! Играйте!
Рейтинг: 0 Голосов: 0 77 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!