Сайт может содержать контент, запрещенный к просмотру лицам до 18 лет!
4 октября 2018, Психология Юрий

Что такое школьный невроз?

76 просмотров
Голосов: 0
0
Начался учебный год, и многие семьи, в которых есть дети школьного возраста, столкнулись с такой серьёзной проблемой, как школьный невроз. Школьный невроз — явление далеко не новое, но от него по-прежнему страдают миллионы школьников. Признаки школьного невроза:очень сильное нежелание ребёнка идти в школу,частые простудные заболевания,тревожность,плохая успеваемость,повышенная утомляемость,рассеянность, неспособность долго удерживать внимание на чём-либо,дисфория (устойчивое сниженное эмоциональное состояние),раздражительность,психосоматические проявления (головные боли, тошнота, различные другие боли),плохой сон. Некоторые из этих признаков могут быть вызваны другими заболеваниями, авитаминозом и т.д., но, как известно, наша психика и организм находятся в очень тесном единстве друг с другом, и не всегда понятно — какое-то соматическое заболевание вызывает снижение эмоционального фона, болезненное состояние, ухудшение психологического самочувствия или, наоборот, тревога, напряжение, обида на учителя, другие негативные эмоции, которые испытывает школьник, вызывают у него заболевание. Каковы причины школьного невроза? Они очень многообразны. Конфликты и сложности адаптации в детском коллективе. Не всем детям, старшим школьникам удаётся наладить хорошие, доверительные и дружеские отношения в школьном коллективе. Сейчас много пишут про буллинг — школьную травлю некоторых детей, но, помимо, собственно, травли, есть ещё и другие проблемы: проявления открытой агрессии, отвержение (отказ от дружеского общения, отказ от включения в группу сверстников). Все эти проблемы и сложности могут переживаться ребёнком очень тяжело, привести к страху перед школой, нежеланию туда идти, встречаться с одноклассниками, в конечном итоге — к школьному неврозу. Конфликты с учителями. Другая сложная проблема, с которой зачастую сталкиваются школьники. Учителя — тоже люди, и, к сожалению, не у всех из них хватает терпения, профессионализма, уважения к личности ребёнка для того, чтобы эффективно и безболезненно для школьника разрешать сложности в общении, конфликты, оставаться объективными к успеваемости ребёнка, не делить класс на "любимчиков" и "отверженных". Школьник может столкнуться и с проявлениями эмоционального насилия со стороны учителя. Всё это тоже не делает школу привлекательным местом. Нежелание идти на предмет конкретного учителя, учить его предмет, получать очередную двойку по этому предмету также может породить протест ребёнка против школы, нежелание идти на уроки, пропуски уроков (иногда "подтягивая" сюда психосоматику — для оправдания этого пропуска).Неуспеваемость. Плохие оценки, получаемые ребёнком в школе, также не добавляют ему удовольствия от её посещения. Плохая оценка — это унижение, школьник чувствует себя униженным перед одноклассниками, испытывает страх перед тем, что придётся как-то оправдываться перед родителями. Плохие оценки приводят к снижению настроения, нежеланию учиться. Возникает замкнутый круг: низкая оценка — плохое настроение и нежелание учиться — низкая оценка. Может даже возникнуть некая "интеллектуальная тупость" — при всём при том, что ребёнок, в принципе, способен решить, например, математическую задачу, ожидание неудачи, обида на учителей, родителей и школу словно "тормозят" его, не позволяют запуститься интеллектуальному процессу, "включить" мышление для решения задачи. Это тоже проявление школьного невроза. Экзамены, ЕГЭ. Страх перед экзаменами, особенно ЕГЭ, завышенные родительские ожидания, репетиторы, напряжение из-за высокой ответственности за провал экзамена — всё это требует отдельного большого разговора. Отметим сейчас только, что речь идёт о страхе — страхе провала, страхе разочаровать родителей (и поэтому потерять их любовь), страхе потери лица, в том числе и перед самим собой. Также то, что эти страхи у многих школьников создают колоссальное напряжение и, как следствие, многочисленные проявления школьного невроза. Таким образом, мы видим, что ребёнок в школе зачастую находится в состоянии хронического стресса, переживает массу негативных эмоций. Из-за того, что он не может справиться с ними, прожить и отреагировать эти эмоции, не справляется с разрешением школьных конфликтов, а также конфликтов с родителями по поводу школы — у него может начаться школьный невроз или какие-то его отдельные проявления. Качество жизни ребёнка сильно снижается, вместо того, чтобы получать удовольствие и радость от жизни, проживать школьные годы как "светлую пору", он угнетён и страдает. Разумеется, помощь родителей здесь незаменима. Очень хорошо, если они помогают ребёнку справиться со школьными стрессами, могут поддержать ребёнка и при плохих оценках, и при других сложностях. Однако часто чего-то не хватает: то ли времени, то ли специфической родительской компетенции именно в этих вопросах, то ли чего-то еще. И тогда выходом, помощью для устранения школьного невроза, возвращения ребёнка в позитивное эмоциональное состояние, улучшения его успеваемости становится помощь специалиста — психолога. Грамотный детский или подростковый психолог поможет школьнику разобраться со своими эмоциями, разрешить школьные конфликты со сверстниками и учителями, установить взаимопонимание между самим ребёнком и его родителями. Результатом работы с психологом должно стать снижение тревожности ребёнка, улучшение его самочувствия, повышение успеваемости. Не всегда именно для повышения успеваемости хватит только помощи психолога, иногда понадобится и репетитор, но и помощь психолога здесь крайне важна. Так что, моя рекомендация всем родителям — если вы замечаете у ребёнка признаки школьного невроза, то не стесняйтесь обращаться к специалисту. Найдите хорошего, грамотного психолога, обсудите с ним то, как он поможет вам и ребёнку справиться с этими проблемами, и позвольте ему помочь вам.
Позитивных: 0
На тройку: 0
Негативных: 0
Общий балл:
0
Всего отзывов: 0

Нет отзывов. Ваш будет первым!

0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!



Похожие статьи:

Общество друзей милосердия