Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Эмоционально-образная психодиагностика организации

15 июня 2019 -
Оптимизация внутреннего психологического климата в коллективе — это тот процесс, в котором, может принимать участие психолог, так как люди проводят большую часть своей жизни на работе и сложно переоценить важность создания и поддержания "правильной" рабочей атмосферы, наиболее благоприятным образом влияющую на человека, а не только способствующую достижениям целей бизнеса. И эффективность бизнеса зачастую зависит от того, в каком состоянии находятся сотрудники, какая эмоция преобладает в коллективе, какие внутренние противоречия оказывают влияние на настроение и мотивацию. Чем хуже атмосфера в коллективе, тем меньше хочется в нём работать и вкладывать свою энергию, и тем чаще его покидают наиболее способные и талантливые сотрудники, тем чаще возникают различного рода конфликты, дестабилизирующие работу компании. Есть бизнес-процессы, а есть психологический климат в коллективе, и эти два аспекта причудливо переплетаются, неожиданно влияя друг на друга. Эмоционально-образная диагностика организации, позволяет найти имеющиеся конфликты и противоречия в компании, а так же ответить на многие другие вопросы, не прибегая к трудозатратному анализу, а используя метод работы с образами и эмоциями участников. Эмоционально-образная психодиагностика основывается на методе извлечения образа и его корректировки. Что такое образ в организации, как он формируется? Это совокупная картинка устойчивых образов участников этой организации. Всем же знакомы образы, в которых рассерженные люди вспоминают свои организации, всевозможные "болота", "гадюшники", "зверинцы", "тюрьмы" или восторженные, "компания моей мечты", "семья", "второй дом" и т.д. Вот если идти по этому пути и исследовать образ каждого участника и согласовывать групповые образы, то результатом исследования у нас станет устойчивый образ компании, символически отражающий психологическую атмосферу на данный момент. Этот образ может нести разную информацию о компании и может быть как позитивным, ресурсным, так и негативным, деструктивным. Эмоционально-образный подход работает вопреки логики, используя другой канал, иррациональный, глубоко погружаясь в те пласты, которые не задействованы участниками в ежедневной деятельности, но куда вытесняются негативные эмоции и состояния, транслировать которые не принято в организациях. "Все эмоции оставляйте за дверью!" — лозунг многих российских компаний, в одной компании, даже есть пункт внутреннего распорядка: "Никогда не плакать в офисе при коллегах и руководстве!". Все это очень напоминает воспитание ребёнка, которому запрещают проявлять эмоции и выражать свой гнев, агрессию, печаль, у которого стоит запрет на слёзы, крик, и т.п. Психологи хорошо знают, к каким последствиям для человека и его психики приводят такие запреты и тоже самое, происходит и в организациях — вытесненный материал, в дальнейшем, оказывает влияние на индивидуума и группу. Такой запрет в жизни ребёнка будет являться драматической ошибкой родителей, а в жизни организации, это будет признанно ошибкой и где и как конкретно будет проявлена негативная реакция? Исследуя организационное поле эмоционально-образным подходом, мы имеем большую возможность ответить на этот вопрос, так как скрытые, вытесненные эмоции, проявляются, формируют понятный образ и этот образ встраивается в историю и контекст компании, являясь связующим звеном между логикой бизнес-процессов и восприятием человека, его внутренним миром. Приведу достаточно нейтральный, скорее про наблюдение и уточнение образа, чем про яркие противоречия. "Компания занимается оптом, имеет свою розницу. Поводом обращения ко мне как к специалисту послужила некоторая стагнация в продажах. На встрече обсудили программу тренинга по продажам. Познакомившись с участниками и их уровнем владения предметом, я пришёл к выводу, что дело не в продажах и на тренинге я начал двигаться в сторону диагностического процесса, подготавливая участников к работе с их эмоциями и образами. В итоге, групповым образом стал автобус, который едет по бескрайним просторам каких-то далёких дорог"Далее, все рисунки случайны, для создания образного восприятия читателя. Скажу сразу, что они не выглядели как какие-то несчастные люди, которым нужна была помощь — серьёзные профессионалы, никто не подавал никаких упаднических идей, настроены с вызовом к внешнему консультанту, уверенные в своих силах. В принципе на первый взгляд тема автобуса и перемещения очень ресурсна, там есть и командность, и динамика, и распределение ролей. Но меня смутил тот факт, что всё это было без энтузиазма, что делался акцент на "плутаем, катаемся, катаемся" и все это на фоне какой-то невысказанности, какой-то печали что-ли, задумчивости. И чувствовалось желание группы, сказать мне, что все хорошо, мы в автобусе, мы едем, мы вместе, но для меня едущий автобус по бескрайним просторам чувствовался как что-то потерявшееся, лишённое смысла или утратившее её. И здесь важно быть осторожным с интерпретацией, а просто задавать вопросы, подтверждающие детали образа, собственные гипотезы. Я начал задавать вопросы, и постепенно мы пришли и утвердили такой образ, который несколько отличается от весёлого автобуса с беззаботными пассажирами:"Мы в автобусе ехали на соревнование, что-то выиграть хотели, но мы это уже забываем, давно плутаем по пыльным дорогам, не понимаем, где и куда мы едем, автобус уже пыльный и не такой новый".Вся та печаль нашла отражение в нюансах: в обшивке автобуса, его формах, колёсах, пыли и грязи, в хаосе внутри салона. После раскрытия образа возникло чувство некоторой потерянности, которую ощутила группа и через некоторое время, мы с двумя первыми лицами организации, вышли на тему что, они очень сильно увлеклись другой темой, связанной с путешествием и досугом и былого интереса уже не чувствуют к своей компании. И если раньше это действительно была команда, которая соревновалась со своими конкурентами, выигрывая всевозможные призы, то потом, по мере накопления призов и усталости произошли изменения в динамике, в интересе, в смыслах и в конечную очередь — в продажах. Компания без интереса и энергии своих первых лиц, плавно входила в стагнацию, перестав ставить перед собой амбициозные цели. Таким образом, через эмоционально-образную диагностику, которая заняла несколько часов, удалось связать глубокие организационные процессы, на которые очень сложно выйти, а тем более их объединить в причинно-следственную связь каким-либо другим способом. В дальнейшем компания сместила фокус с обучения персонала на процесс реорганизации и успешно вышла из надвигающегося кризиса. Приведу ещё один пример, иллюстрирующий работу эмоционально-образного подхода в организационной диагностике:"Компания, владелец хочет усилить осознанность, ответственность участников и т.д. В рамках обучения считаю уместным провести диагностику, выбираю образный подход, работаю с эмоциями участников, создаю безопасное пространство для проявления, работаю с групповыми образами в результате приходим к образу животного и космоса. Животное как символ силы, космос как символ потенциала и покорения новых горизонтов. И ещё какие-то разноцветные преломляющиеся лучи в бесконечность". Попробуйте сейчас отложить статью и совместить эти символы в один образ. В этом, в общем, и заключается одна из основных сложностей групповой работы в эмоционально-образной диагностике — собрать все имеющиеся пазлы в одну целостную картинку. Ну что, на первый взгляд, никаких проблем нет, и всё очень ресурсно. Начинаю анализировать, задавать вопросы. Обращаю внимание, что животное без глаз или просто спит. Уже сразу это накладывает отпечаток на способ передвижения животного и взаимодействие с другими, несмотря на некоторую мощь. Далее, образ животного и образ космоса. Конечно, если оперировать детскими образами, то в космос без проблем можно поместить кого угодно, но у меня возникли вопросы, уместности животного в космосе. Я поделился своими соображениями с группой, и они подтвердились. Самой рабочей гипотезой оказалась та, в которой животное спит и видит себя покорителем космоса. Космос — это сны. О собственном величии. Возможно, это про сновидящее тело организации (Минделл Арнольд). Это было очень интересное открытие и группа согласилась со мной. И дела в бизнесе у них шли не так хорошо, как хотелось бы. И тогда вопрос, как давно спит животное? И как мы в реальности чувствуем его сон? А что про реальность компании? Мы можем померять реальность тем же SWOT-анализом, что я собственно и предлагаю сделать группе, следующие пару часов мы делаем анализ и получаем неожиданный результат — реальность, по мнению сотрудников, отличается от реальности руководства как белое, от чёрного. Руководитель считает компанию современной, прогрессивной, а сотрудники отсталой и упаднической. Теперь всё становится ясно, что стоит за символом животного, и откуда взялся космос и те цветные линии, намекающие на то, что это слишком чудесный, неестественный сон. Большинству участников этой истории пришлось искать новую работу — сон продолжился, космос был разрушен, возмездие не заставило себя ждать. Конечно, эмоционально-образный подход в работе с коллективом, будет отчасти раскрывать образ, сон первого лица, как своего создателя, но создатель может быть к этому не готов, все же, это психологический и очень действенный метод и надо понимать возможные последствия. Я умышленно показал здесь именно этот случай, чтобы сразу дать понять о глубине возможной интервенции данного метода и последствиях для участников. Данный метод, на мой взгляд, интуитивно понятен, и ближе специалистам, работающим в процессуальном подходе, в эмоционально-образной терапии, возможно, арт-терапии, мне как-то очень ещё аналитический подход Юнга здесь помогает в глубине оживления образа. Я долго подбирал название и остановился на эмоционально-образном, так как действительно это совокупность эмоции и образа в конечном счёте. Можно говорить и про архетип организации и про миф и про сценарий, но все это в меньшей степени попадает. Надеюсь, на меня за это никто не будет в обиде, все же идут не на метод, а на человека. Сложности для психолога никогда, не работавшего с организациями, я вижу. Это и групповая динамика, и структура сессии, и нюансы бизнес-психологии, и много других подводных камней. Надеюсь, что мои примеры привлекли ваше внимание к теме работы с организациями, и эмоционально-образная диагностика — это лишь первая ступень, с которой можно начать системную работу с компанией. Дальше идут различные тренинги, индивидуальная диагностика, участие в ротации и подборе персонала, аттестации, психологическое консультирование и т.п. Современным организациям нужны психологи так же, как и современным людям и культура психологии только формируется в нашем бизнес-пространстве.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 45 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!