Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Всё понимаю, но не могу по-другому

18 октября 2019 -
Всё понимаю, но не могу по-другому
Знакомая фраза? Кто-то её говорит вслух, кто-то про себя. Кто-то в бессилии. Кто-то в злости на себя, обвиняя. В любом случае это состояние очень дискомфортно, и хочется разрешить ситуацию, так? Давайте разберёмся, как же получается, что мы знаем, как правильно или как выгодно, или даже как мы хотим, но… так не делаем. Первый фактор — это наша биология. В нашем мозге разные зоны отвечают за процесс знания о правильном (память, мышление) и за процесс реализации (воля). Сначала это заметили специалисты-практики, врачи и судмедэксперты, наблюдая за людьми, получившими повреждение мозга в следствие травм или заболеваний. Далее тему подхватили нейроспециалисты-исследователи, и подтвердили замеченную в практике закономерность*. Зоны мозга, отвечающие за волевой процесс, по мнению современных специалистов, дозревает к 25 годам. Созревает настолько, насколько он может дозреть у данного индивида. У каждого свой уровень. Критерии нормы и патологии научно не установлены; бытовая норма определяется тем, насколько человек может соблюдать социальные нормы поведения в своей культуре. Разницу в уровне развития волевого процесса проще заметить у детей, например, в известном эксперименте: перед ребёнком пяти лет кладут конфету или игрушку и говорят: "Мне надо выйти на 5 мин., если ты не тронешь эту конфету, то по возвращении дам тебе 2 конфеты". Все дети понимают ситуацию. Не всем нужны 2. Некоторым хочется 2, и они дожидаются возвращения экспериментатора и получают 2. Другим тоже хочется 2, но они не выдерживают 5 минут ожидания. Все дети понимают и помнят задачу на протяжении 5 минут, но не все могут выдержать ожидания, даже если хотят. Память и мышление развиваются раньше. Мы и в жизни это наблюдаем, особенно те, у кого есть дети, что уже к 2-м годам ребёнок многое знает и понимает про то, как правильно, и что от него ждут, например, мыть руки перед едой. И в одни разы стоит ему напомнить или предложить это сделать, и ребёнок радостно бежит или спокойно идёт, а в другие — "нет, не хочу", "не буду", "не могу". Иногда можно подбодрить чем-то типа: "Ой, а пойдём посмотрим, какие у нас получатся пузыри", или обещанием: "И потом посмотрим мультик". Бывает, и это не срабатывает. У детей так чаще бывает, когда они заболевают, голодны, очень устали, хотят спать, обижены. Ни будущая выгода, ни любопытство не добавляют энергии, чтобы совершить нежеланное действие сейчас. Ресурсы истощены. Но мы же взрослые!!! У нас-то развита "волевая зона мозга"! Мы-то делаем, и когда не хочется, а нужно; и когда нет сил, но важно! Да, делаем. Каждый в меру своих сил. Только, похоже, мы эту меру не очень знаем и не очень признаём. И когда мы доходим до своего предела, то нам никак не взяться за новый проект, не звоним клиенту, не берёмся за уборку или физкультуру. У нас нет сил, а мы себе не признаёмся в этом. Мы злимся, иногда бесимся. "Это же просто! Я же ответственный! И вообще, это же мне надо! Надо только собраться!" Иногда удаётся себя заставить, иногда уговорить. А иногда… ничего не работает. Злость сменяется отчаянием и бессилием, руки опускаются. Потом может быть опять волна злости, и на ней даже может удастся что-то сделать, и следом опять спад. Может дойти и до психологической депрессии. Мы упорно отказываемся замечать ограничения, недостаток ресурсов. Что это может быть? Может, сейчас наши силы больше уходят на работу или семью в связи с обстоятельствами там сложившимися? Может, кто-то болеет в семье, или у кого-то экзамены? А на работе коллега в отпуске, проверка или другие дополнительные нагрузки? В общем, внешние факторы среды усилили нагрузку, и мы тратим больше энергии и воли тоже. Или, может, наш организм сейчас ослаблен, может, он пытается справиться с вирусом или ещё что-то там поправить важное? Вроде это так просто? Почему же мы не замечаем?И время назвать второй фактор — наша психология. Наше мировоззрение (убеждения, вера, установки, ценности) и мнение о себе (образ себя, как мы должны справляться, выглядеть и себя чувствовать, какими быть и как действовать). Признать, что у нас не получается соответствовать нашему внутреннему образу, бывает не просто, бывает, очень-очень не просто. Хотя именно в этом признании можно набраться сил, наконец расслабиться и зарядиться энергией. (Меня когда-то поразил простой биологический факт: мышца, заряженная энергией — это расслабленная мышца; сжатая мышца использовала свой ресурс**.) Но "потерять образ себя" страшно: перестать быть таким, как был/а — это же почти умереть. И неизвестно, как это отразится в отношениях с другими, со значимыми и ценными другими людьми, близкими. Это тревожно. Это изменения. На них тоже нужны силы, ресурсы, энергия, время. И что же? Тупик? Делать нет сил. И меняться нужны силы. А сил нет. Иногда в этом тупике помогает болезнь (та самая психосоматика, о которой сейчас много говорят). Болезнь даёт время на передышку. Когда болеешь, можно легитимно (и для себя, и для других) ничего не делать. Болезнь — это наш важный ресурс. "Боль — ты не враг". Болезнь — это явный, яркий сигнал, который трудно проигнорировать. Болезнь нужна, ну раз уж так вышло, что мы не восприняли сигналы меньшей интенсивности. Иногда во время болезни получается и побыть с собой, пересмотреть взгляды на свою жизнь, принципы и отношения. И тогда из болезни человек выходить не просто выздоровевшим и окрепшим, но ещё и обновлённым психологически. Иногда болезнь становится просто передышкой, и потом опять в бега или борьбу, до следующей передышки. Иногда нам везёт, и рядом оказывается кто-то поддерживающий (родственник, друг, попутчик, книга), помогающий понять, признать и принять что-то важное, что становится опорой и ресурсом. Для некоторых людей таким человеком становится психолог или психотерапевт, с опорой на которого можно исследовать свой внутренний мир, сопоставить образ себя и реальность, понять и принять свои возможности и ограничения, прожить печаль невозможного и неслучившегося и неизбежность неопределённости будущего, может, что-то пересмотреть, и изменить, и идти дальше жить свою жизнь, со своими радостями и огорчениями, вызовами и рисками, трудностями и решениями, потерями и приобретениями, с новым пониманием себя. * Р. Сапольски "Биология поведения человека".**А. Лоуэн "Терапия, которая работает с телом".

Похожие статьи:

ПсихологияКак навсегда вылечить ноги

ПсихологияЧто прячется за обидой?

ПсихологияЛюбовная созависимость, или мой персональный Ад

ПсихологияНумерология в современном мире

ПсихологияEFT от беспокойства. Множество оттенков тревожности

Рейтинг: 0 Голосов: 0 22 просмотра
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!