Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Типичные искажения мышления

2 мая 2019 -
Роберт Лихи — известный американский учёный, доктор психологии, профессор Йельского университета, декан факультета психиатрии Медицинской школы Университета Пенсильвании под руководством Аарона Бека. И это далеко не все регалии, но речь сейчас пойдёт чуть о другом. Роберт Лихи выделил типичные искажения мышления, ниже приведён список из 17 штук:Чтение мыслей. Однозначно, каждый человек периодически присваивает другим людям собственные мысли или считает, что знает мысли других. Причём, конечно же, все окружающие нас люди беспрестанно думают только о нас — на улице, в метро, в театре, в самолёте. Да и в принципе, в долгосрочной перспективе. Он меня считает неудачником, она думает, что у меня слишком большой нос. Мы получаем отражение своего отношения к себе через "чтение" мыслей других людей. Люди действительно думают о других, но только полторы минуты, и только, если эти другие зачем-то попадают в их сознание. Предсказание будущего. Здесь речь идёт скорее о предсказании негативного будущего. Когда мы, предполагая будущие события, рисуем их себе в негативном свете — предполагаем опасности и провалы, что останавливает нас от попыток действовать и двигаться вперёд. "Я провалю экзамен", "Я не получу эту работу".Катастрофизация. Муж, или сын, или кто-либо ещё не отвечает на ваш звонок, а ещё хуже его телефон отключён, и мы постепенно накручиваем ситуацию до степени катастрофы. Мы уверены, что случилось что-то страшное. Навешивание ярлыков. Для того, чтобы экономить силы и ресурсы, мы отказываемся анализировать и принимать решения каждую минуту и каждую секунду своей жизни. Проще зафиксировать некий импринт на основе своих собственных фильтров восприятия и приписать, например, себе и другим негативные черты — "Я не привлекательный", "Он испорченный человек".Обесценивание позитивной информации. Даже в воспитании своих собственных детей мы часто обесцениваем их достижения и обращаем внимание только на провалы, о которых торопимся сообщить, на которые считаем себя обязанными указать. Если муж, друг или ребёнок сделал что-то приятное и ценное для нас, мы считаем это незначительным и обычным, само собой разумеющемся, это искажение проявляется и по отношению к себе — "Она добра ко мне, потому что так и должна относиться к мужу жена", "Этот успех дался мне слишком легко, так что он не считается").Негативный фильтр. Сосредоточение происходит исключительно на негативе, и внимание редко фиксируется на хорошем — "Посмотрите, скольким людям я не нравлюсь".Сверхобобщение. Выведение общих негативных правил на основе разовых событий ("Со мной всегда так. У меня никогда ничего не получается", "Ты всегда не выключаешь за собой свет").Чёрно-белое мышление. Человек живёт по принципу "всё или ничего" — "Все меня отвергли, я неудачник, и никогда меня никто не полюбит", "Я напрасно потерял время"."Надо бы". Игнорируя реальность, мы интерпретируем события с точки зрения того, какими им стоило бы быть. Впустую растрачивая энергию и время — "Да, нужно было сделать по-другому", "Если у меня что-то не получится, это будет полный провал".Персонализация. Принятие на себя ответственности за всё происходящее вокруг, бывает, мы считаем себя ответственными за любые неприятные события и отказываемся видеть причины в других — "Я разрушил наш брак". Иногда даже, смотря фильмы, мы ощущаем стыд или неловкость за его героев. Обвинение. Противоположность предыдущего искажения, в данном случае мы обвиняем других во всех своих трудностях и проблемах, отказываясь брать ответственность на себя — "Она виновата в том, как я сейчас себя чувствую", "Все мои проблемы из-за трудного детства". Несправедливые сравнения. Иногда мы ровняем себя на завышенные нереалистичные стандарты. Например, всегда обращаем внимание на других людей, которым что-либо удаётся лучше и считаем, что мы хуже — "Она успешнее и умнее меня", "Другие сдали тест лучше".Ориентация на сожаление. Мы ориентируемся на прошлые ошибки или неудачи, считая, что могли тогда сделать что-то лучше, не думая о том, что можно сделать сейчас для изменения ситуации — "Если бы я постарался, то смог бы устроиться на работу получше", "Тогда мне нужно было промолчать".Что, если…? Иногда мы можем постоянно спрашивать себя: "Что, если…?" — При этом никакие ответы нас не устраивают — "Да, но что, если я начну тревожиться?", "Что, если я не смогу вспомнить?".Эмоциональное объяснение. Проявляется бурная эмоциональная реакция в той или иной ситуации, мы позволяем чувствам управлять собственной интерпретацией событий — "Мне плохо, значит, мой брак не удался".Неспособность опровергнуть негативные мысли. Негативные мысли настолько устойчивы, что любые доказательства, способные опровергнуть их игнорируются или отталкиваются. Например, когда мы говорим "меня невозможно полюбить", мы отказываемся принимать во внимание доказательства того, что нравимся многим людям. В итоге эти негативные мысли невозможно оспорить — "Это неважно. Есть проблемы и посерьёзнее. Есть и другие факторы".Фокус на осуждении. Оценочная позиция, когда мы оцениваем себя и окружающих, а также события (хороший/плохой, лучше/хуже, красивая/некрасивая), вместо того чтобы просто описывать их без оценочно, принимать их такими, какие есть и понимать. Мы постоянно сравниваем себя с другими — и не в свою пользу. Мы постоянно осуждаем себя и других — "Я плохо учился в школе", "Если я займусь теннисом, хороших результатов не добьюсь", "Посмотрите, как удачлива она, и какой я по сравнению с ней неудачник".
Рейтинг: 0 Голосов: 0 66 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!