Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Сентябрь. Первоклассные страдания

20 сентября 2019 -
Сентябрь. Первоклассные страдания
Начался учебный год. В сентябре–октябре, как правило, поступают запросы от родителей, связанные с адаптацией первоклассников в школе. Многие годы я работала с детьми, и уже на стадии диагностики мне было понятно, что большинство страхов первоклашек связаны с семьёй. Сейчас я работаю в основном с мамами. Как правило, звонит мама и говорит, что на ребёнка в школе жалуется учительница и дети. Я прошу маму прийти одну без ребёнка. На другом конце провода удивление: "Как? Почему без ребёнка? Вы что заочно будете решать проблему?". Я настойчиво объясняю, что первую консультацию провожу без ребёнка, потому что далеко не всё, что рассказывает мама, ему можно знать. Кто-то удивляется и всё-таки приходит, кто-то сразу отказывается от такого странного психолога, который не хочет исправлять ребёнка. Вот и на этот раз позвонила мама и стала перечислять: невнимательный, домашнее задание делает под моим контролем, агрессивный, грубый, учительница постоянно жалуется. А дальше настала очередь удивляться мне. Мама сказала, что понимает, что проблема в ней самой, а не в ребёнке. Скажу прямо, такие признания звучат редко. Как правило, мама долго сопротивляется, не желая признавать, что её состояние повлияло на поведение ребёнка. Придя на приём, мама призналась, что однажды нервы у неё не выдержали, и она на глазах у окружающих ударила сына. В результате: у ребёнка сильная обида на мать, а у мамы — страх не справиться с эмоциями и вина перед ребёнком. Первый вопрос, на который мы искали ответ: какова настоящая причина агрессии в семье? Колода "Эмоции".Описание карты. "Это я с мужем. Мы оба чувствуем тревогу, страх, злость. За десять лет мы семь раз расходились и сходились. В данное время я нахожусь в затяжном бракоразводном процессе, который требует от меня много сил, времени, нервов. Ребёнка на карте нет, потому что не до него было. Но он очень любит отца и страдает без него".Как видите, вся история про маму и её отношения с мужем. Ребёнка здесь нет. Второй вопрос: как на самом деле выглядят отношения ребёнка и матери? Колода "Про тебя".Описание карты. "Вижу, как я тяну руку к своему ребёнку. Хочу помочь, потому что уверена, что он сам не справится. Чувствую к нему жалость, т.к. считаю его слабым и недоумение, почему он не хочет принимать помощь. Мальчик на картинке абсолютно равнодушен к девочке, спокоен, ведь у него свои задачи, и он не хочет принимать помощь. Сын в жизни ведёт себя так же".Мама делает вывод: "Я, видимо, сильно контролирую сына. Взяла отпуск, и мы целый день вместе. Спим вместе в одной постели, мне так спокойнее. Уроки он делает под моим контролем, переписывает по нескольку раз. Ребёнок злится на меня за это, боится делать уроки самостоятельно. На самом деле, у меня умный мальчик".— Зачем вы контролируете сына так жёстко? — спрашиваю я.— Потому что учительница скажет, что я плохая мать! — И добавила: "Я так боюсь за сына, что хочу уберечь от всех проблем и несчастий".Эта история про мамин страх оценки окружающих и желание оградить ребёнка от ошибок. Здесь тоже ребёнка нет. В первом классе у родителей есть возможность научить детей учиться и действовать самостоятельно. В начале нужно, конечно, рассказывать и показывать. Это может длиться у всех разное время. Всё зависит от зрелости ребёнка. Ребёнок, созревший к обучению в школе, как правило, к середине учебного года уже учит уроки самостоятельно. Через какое-то время нужно договориться с ребёнком, что уроки он будет делать сам и подходить к вам, если чего-то не понимает или не знает, как сделать. Первое время будет грязь в тетрадях и замечания учителя. Но это надо перетерпеть, относиться к процессу спокойно. Можно предупредить учителя, что у вас идёт обучение. Надо дать ребёнку возможность совершать и исправлять свои ошибки самостоятельно. Ребёнок болезненно относится к родительской критике и считывает страх и неуверенность взрослых. Важно не запугивать ребёнка тем, что он будет работать дворником, а обсуждать проблему и помочь её исправить. Гораздо легче адаптируются в первом классе дети с развитыми навыками самообслуживания. Поэтому всё, что не опасно для жизни, ребёнок должен делать самостоятельно. Собирать портфель, ходить один в школу, если она рядом, самостоятельно делать уроки, пользоваться микроволновкой, чайником, убирать в комнате. Всё это умения, которые ребёнок 7 лет спокойно может освоить, если его постепенно этому научить. И последняя карта — решения, выхода из ситуации. Колода "Эмоции".Описание карты. "Вижу мальчика, который смело едет на мотоцикле. Движения уверенные. Нет страха. Взрослые удивлены, что в его возрасте он умело обращается с техникой и справляется со скоростью. Родители боятся за него, но разрешают участвовать в гонках, потому что они доверяют ребёнку. Я хочу доверять своему сыну".Решения, которые приняла мама после нашего разговора. Признаю, что свой страх, связанный с разводом, я отрабатываю через ребёнка. Признаю, что я боюсь за жизнь ребёнка, боюсь оценки учителя и поэтому чрезмерно контролирую ребенка. (Эти страхи при желании можно устранить, работая с психологом.)Я готова разрешить ребёнку делать самостоятельно всё, что не опасно для его жизни. Спрашивается, зачем ребёнка вести к психологу?

Похожие статьи:

ПсихологияEFT от беспокойства. Множество оттенков тревожности

ПсихологияСтихии и взаимоотношения

ПсихологияХочу быть счастливым в семье

ПсихологияПринципы "Рэйки"

ПсихологияДолго запрягаем, быстро едем. Далеко ли

Рейтинг: 0 Голосов: 0 38 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!