Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

С чего начать обучение решению примеров в пределах 10 для школьников?

31 октября 2019 -
С чего начать обучение решению примеров в пределах 10 для школьников?
Конечно же, со счёта на пальцах! Почему-то счёт, сложение и вычитание чисел на пальцах игнорируется родителями или педагогами, вместо этого начало счётных операций осуществляется на абаке или на счётных палочках (геометрических фигурах и др. счётном материале). На самом деле, хочу сказать, как нейропсихолог, что любая высшая психическая функция начинается с познания ребёнком собственного тела. Чем лучше ребёнок им владеет, тем прочнее закладывается фундамент для развития высших психических функций. Например, чтобы ребёнок хорошо читал, грамотно писал, необходимо, чтобы он в раннем детстве прошёл все этапы раннего развития, включая все виды ползанья, поскольку именно на этом этапе закладываются важные нейронные связи, которые определяют развитие тех или иных психических функций в дальнейшем развитии. Начинают развиваться зрительно-моторные координации, пространственные представления, ориентация на плоскости, межполушарные взаимодействия, функции планирования и контроля, проприоцепция, вестибулярные функции, необходимый мышечный тонус и т.д. Если ребёнок хорошо научится чувствовать своё тело, ощущать себя правильно и полноценно, то ему будет легче взаимодействовать с окружающим миром, пространством, с объектами вне своего тела, поэтому счёт предметов скорее, вторичен по изучению, нежели счёт пальцев. Вспомните, наши мамы и бабушки в так называемый досчётный период (период раннего развития) перебирали, сгибали-разгибали наши пальчики: "…сорока-ворона, кашу варила, деток кормила…". Этому дала, (начинаем загибать указательный палец), этому дала (средний), этому дала (безымянный), этому дала (мизинец), а этому не дала! (хватаемся за большой). Ты дров не рубил (разгибаем указательный), воды не носил (средний), печь не топил (безымянный), каши не варил (мизинец)!". А вот ещё: "Этот пальчик дедушка (разгибаем большой), этот пальчик бабушка (указательный), этот пальчик папочка (средний), а этот пальчик мамочка (безымянный), а этот пальчик я (мизинец) — вот и вся моя семья!". Много разных потешек было, да и сейчас есть. На этом этапе ребёнок знакомится со своими ладонями, пальцами, начинает чувствовать каждый из них, затем самостоятельно их начинает сгибать-разгибать, узнаёт названия пальцев, не говоря уж о том, что ребёнок начинает повторять слова потешек, соединяет речь с движениями, развивая серийную организацию движений, что так важно для речи и не только. И почему-то современными родителями игнорируется этот важный этап! На подготовку к школе ко мне приходят дети 6 лет, которые даже не знают названия пальцев. А про "сороку-ворону" и вообще говорить нечего, какие там потешки и пальчиковые игры. А потом родители удивляются: "а чего мой ребёнок не усваивает счёт?", "неправильно держит ручку-карандаш",.. список продолжается в начальной школе: "медленно и с ошибками решает примеры", "плохо пишет, чертит, рисует и т.д. ". Я часто думаю, что в моём детстве было полноценное развитие: несмотря на то, что мама работала на скорой помощи с ночными дежурствами и растила меня одна, она много мне пела, читала сказки, а такие игры как "сорока-ворона", "идёт коза рогатая", "ладушки" — всё это я помню именно от мамы и очень благодарна ей за такое развитие. Да разве вы, мамочки, не помните таких игр? Почему вы лишаете своего ребёнка такого великого блага, ведь с этого многое и начинается в становлении психических функций у детей. Развитие пальцевого праксиса на нейропсихологическом обследовании говорит о созревании нижнетеменных долей головного мозга, а теменные доли обеспечивают весомый вклад в развитие счёта, количественных и пространственных представлений. Количество мы также показываем пальчиками. Когда говорим "один" — показываем указательный, два — средний и указательный и т.д. Ребёнок узнает от родителей, что на каждой руке (да и ноге) по 5 пальцев, а вместе 10. Визуально ребёнок уже понимает, сколько это — пять, три, два — вот наш самый доступный счётный материал, который всегда с собой! После того, как ребёнок овладел счётом до пяти, учим, как показать 6 (можно с 2,5 — 3 лет). И здесь ребёнок знакомится с составом числа 6, он уже знает, что это 5 и 1! 7 — это 5 и 2, 8 — это 5 и 3 и т.д.  Все примеры на сложение и вычитание в пределах 10 ребёнок осваивает легче именно на пальцах (с 4,5–5 лет).Тем самым он их и развивает. Я хочу заметить, что не все дети умеют решать примеры на пальцах, тогда и состав числа осваивается такими детьми дольше. Однако арифметическим действиям с числами на пальцах, дорогие родители, необходимо учить правильно. Если нужно от 8 отнять 5, то, ребёнок, зная, что на каждой руке по 5 пальцев, должен убрать целую ладонь, а не пересчитывать их, теряя время. Однако вначале, он, конечно, пересчитывает их, пока не сформируется количественный образ числа 8. Если от 9 нужно отнять 2, то лучше загибать пальцы от края руки, где находятся 4 пальца, а не пять, иначе ребёнок вследствие недостаточно развитого пальцевого праксиса или синескинезий загибает и другие пальцы, начинает путаться и называет неправильный ответ. Следующим шагом будет развитие умения одним взглядом охватывать количество пальцев на одной руке, не пересчитывая. Например, разгибаем ребёнку 3 пальца и просим сразу ответить, не пересчитывая. Если ребёнок освоил успешно все предыдущие этапы, то он легко ответит на этот вопрос. Постепенно усложняем задание: разгибаем 4, потом 6 пальцев. Это будет означать, что количественный образ чисел в пределах 10 сформировался. И именно здесь мы даём примеры типа (9–4). У ребёнка руки будут лежать на столе или находятся перед лицом. На одной руке 5 пальцев, а на второй 4. Спрашиваем, на какой руке 4 пальца? Уберём сразу 4. Ребёнок убирает и остаётся ответ — 5. Также поступаем с примерами (8–3), (7–2), (6–1). Ну, а освоить примеры с числом 0, также не составит труда, если предварительно объяснить малышу, что 0 — это нисколько. Здесь осваиваем примеры типа (5–0), (5+0), (5–5). После того, как ребёнок освоит счёт на пальцах, он легко будет переносит счётные операции на предметы. Если ваш ребёнок к 6–7 годам не освоил счёт на пальцах, отметьте, на каком этапе он сейчас находится — не пропустили ли вы чего? Знает ли он названия своих пальцев, умеет ли разгибать-сгибать каждый без непроизвольного сгибания соседнего, умеет ли пересчитать пальчики? Знает ли, сколько пальцев на каждой руке? Отследите и начинайте заниматься с ребёнком развитием пальчиков от самого раннего этапа, который пропущен и далее по-порядку. Сложение и вычитание в уме будет третьим этапом после счётных операций на пальцах и на предметах, поскольку количественный образ чисел, состава чисел в пределах 10 будет сформирован. И не забываем про то, что у детей до 7–9 лет всё ещё преобладает образное мышление. Так, ребёнку легче решить пример (7–2), потому что он уже в уме уберёт от семи пальцев 2, и останется 5 (ведь он это много раз делал). Занимайтесь развитием пальчиков ребёнка с раннего детства, тем самым вы заложите прочный фундамент для развития его высших психических функций.

Похожие статьи:

ПсихологияВзрослая сексуальность

ПсихологияЧто означают масти в Таро. О Пути, Предназначении и Призвании

ПсихологияКак экологично и быстро выйти на новый уровень жизни

ПсихологияПочему важнее всего — полюбить себя?

ПсихологияЗдоровье и молодость внутри и снаружи

Рейтинг: 0 Голосов: 0 11 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!