Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Психология в обучении: теневой аспект директивного подхода

14 июня 2019 -
Развитие — это всегда хорошо! Обучение — это свет! "Сейчас всех научим!" — лозунги, под которыми бодрые тренеры загоняют сотрудников в их заслуженный выходной на тренинг, а если вы не пойдёте, то мы вас уволим!Уровень деспотии и тоталитарности в организациях области обучения, достиг апогея. Перед HR-ми ставятся амбициозные задачи — всех обучить! "В течение месяца все должны знать, что такое клиентоориентированность или конфликтология!". И начинается авральная работа по "выдёргиванию" сотрудников на тренинг по спискам, не обращая внимание на опыт, усталость, наличие собственных планов, на порой единственный выходной. "Аудитория всегда должна быть полной, всегда должны идти тренинги!" — и тренер, от которого хотят по пять тренингов в неделю, заводит свою шарманку про высокий уровень профессионализма уставшим людям, которые подчас едут на перекладных из далёкого Подмосковья, не особо понимая, что от них хотят в этот раз, но — надо. На тренинге сидит человек с растерянным видом, на вопрос тренера — "Что у вас случилось?", — он отвечает, что пришёл на работу, в коридоре поймал HR и отправил на тренинг. Название тренинга он не знает, ничего об этом не слышал, у него запланированы дела на сегодня, а оказывается, ещё и завтра идти. Просто представьте себя на его месте. На предложение тренера пойти заниматься своими делами, он отвечает, что не может, так как его тогда уволят — надо сидеть. Такое вот обучение, несущее свет. На тренинг по продажам заходит генеральный директор, поприветствовать собравшихся участников. Приветственная речь переходит в воспоминания, мысль льётся по древу, взлетает к небу и погружается в глубины лозунгов и манифестов. Участники узнают о продажах и нюансах мировоззрения человека, которого многие из них не видели и, возможно, более никогда не увидят, всё это бесплатно, в свой выходной день. А где-то лето, шашлыки, природа, но это там — за окном. Рядом с директором стоит тренер, который, улыбаясь, ждёт своей очереди, со своими рассказами, жизненными историями, взглядами на жизнь, лёгкими поучениями, бородатыми анекдотами, занимательными разминками, шерингами и слайдами. Можно уйти пораньше? У нас программа. Тренинг по эффективной презентации или коммуникации — учимся говорить публично и коммуницировать! Сотрудники бэк-офиса, привыкшие к тихой работе с документами, в глаза не видевшие клиентов, последний раз выступавшие на защите дипломов в ВУЗе, с ужасом готовятся к выступлениям. И вот подходит "час Х", и тренер с улыбкой достаёт камеру и говорит: "Ничто так не стрессует выступающего как красный огонёк камеры! А потом мы на видео разберём ваши ошибки!" И начинается работа с "отказниками" — теми интровертами, которые испытывают ужас, а весёлый тренер лепит из них экстравертов-ораторов, повторяя мантру о том, как полезно выходить из зоны комфорта и работать со своими страхами. В ход идут разные ухищрения тренера, и вот уже испытуемый получает обратную связь и сформированную установку — больше на тренинги ни ногой. Тренер провёл тренинг по программе, получил "трудодень", HR получил тоже в KPI отметку — все довольны. Кроме тех, кому это было не нужно, а порой и вредно. Почему вредно? Потому что насилие вредит личности, даже если оно подкрашивается цветными красками. Директивность и неприятие личностных границ в обучении имеет место быть, и в этом основной вред тренингов. Подчас тренер сознательно или неосознанно путает участников — вроде создавая групповое пространство для размышления о том, "как можно делать лучше", он в результате навязывает единственно верный ответ — свой. И в этом и обман, и вред. Наиболее ярко это проявлено в тех ситуациях, когда экспертность тренера слабее участников. Но контекст создаётся такой, что тренер всегда прав, так как он несёт мысль свыше — а с этим не спорим. Поэтому лучше оставить своё альтернативное мнение при себе, а то вдруг чего. А кто будет выступать, тот в перерыве пообщается с HR-ом, на предмет корпоративной культуры и перспектив работы в компании. А надо за жильё ещё платить, кредиты, дети. Поэтому при таком подходе развиваются в основном адаптационные способности поддакивания, кивания головой и уверенных ответов. Если бы рядовые, да и не только, сотрудники в массе своей не были бы, так или иначе, в финансовой кабале, то организаторы и ведущие таких обучающих мероприятий узнавали бы о себе много нового, но …"За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не заставят его радостно вилять хвостом", — Уильям Биллингс. А ведь хотят же, чтоб вилял! Ценности компаний пронизаны эпитетами про добро и радость. И в понимании организаторов такое обучение должно приносить радость и только радость. Ну, давайте будем честны — не приносит радость поездка в выходной день на учёбу, повторение сказанного другого человека, невозможность без страха высказывать своё мнение и т.д. Очень странному человеку могут приносить радость такие ингредиенты. А если это тренинг по клиентоориентированности, на котором участники узнают, что самое главное в работе с клиентом — это открытая, честная улыбка и счастье в глазах? Что клиент наше всё, и мы должны радоваться ему, радоваться, давай попробуем порадоваться, в этот солнечный день!Наверное, искушённому читателю знаком термин когнитивный диссонанс — вот пример развития такого. Будет ли участник в своей деятельности применять предложенные навыки, использовать техники, полученные на тренинге, находясь в состоянии фрустрации? Как это повлияет на его дальнейшую деятельность? Какое отношение у него формируется к обучению? Помогает ли это развить в нём те качества, которые нужны бизнесу?На мой взгляд, проблематика лежит в попытках вытеснения психологии из обучения и вообще из бизнеса. Во многих компаниях слово психология чуть ли не под запретом, на смену ей пришло или пытается войти, уверенное — надо! Оставь надежду, всяк сюда зашедший — все эмоции оставляем за дверью офиса. Упрощение до бездушных алгоритмов, бизнес-процессов, графиков и отчётов, с единственным интересом — выполнение своего KPI. Не умеешь — научим, не хочешь — заставим. Ну, а в результате, в динамике, что? Шаткие системы, не способные объединять, притягивать и удерживать таланты. Работа от безысходности. Низкая квалификация. Напряжённая обстановка в коллективе. Умри ты сегодня, а я завтра. Недовольные клиенты. Вдруг, неожиданно, выросший конкурент. Кассовый разрыв. Вы думаете, я перегибаю?Психология в организации — это как про любовь. И она везде проявлена, или имеет потенциал быть проявленной, или она вытесняется, или она под запретом. Это как у человека — успешный, богатый, бессердечный, несчастный, неожиданно-болеющий, чего это вдруг. Деньги и достижение результата не делают никого счастливым, счастливым делает контекст — и личностный, и организационный. Смешные люди надеются, что покупка квартиры принесёт им счастье, а его принесёт лишь контекст, который сложится в этой квартире, а может, и не сложится, и человек будет мучиться от одиночества. В компании верят, что придёт счастье при открытии сотого магазина, а оно не приходит, стало, почему-то, ещё хуже, чем было при десяти, хоть и премии в разы больше. Бессмертные атеисты штурмуют новые вершины, не замечая тех, кого потеряли, не обращая внимание на еле уловимые сигналы оставшейся совести, строя системы, в которых они сами не будут нужны через несколько лет. Причём здесь тренинги? На тренингах закладывается будущее организации. Это не просто пришёл человек учиться — через него создаётся связь с завтрашним днём компании. Так как же мы относимся к своим посевам? Возделываем ли мы с любовью поля свои, или как временщики — втаптываем семена в сухую почву, заботясь лишь о сиюминутных выгодах своих и прихотях?И вред мы можем принести, и пользу, и "разумение своё уместно нам развивать и приумножать". И бизнес-психология нам в помощь, поскольку через неё находится гармония между человеком и бизнесом. Подвергая критике сложившиеся стереотипы обучения и управления, мы находим новые концепции, способные более эффективно решать задачи бизнеса и отвечать потребностям людей в развитии и личностном росте.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 61 просмотр
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!