Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Психологическая диагностика. Зачем психологи её проводят и что пытаются узнать?

30 июня 2019 -
Психологическая диагностика. Зачем психологи её проводят и что пытаются узнать?
В любой профессии существует ситуация, когда для выявления качества продукта или проверки надлежащей работы механизма специалистами собирается вся необходимая информация. Про такую ситуацию можно сказать — проверка качества, проведение тестов, снятие пробы, экспертиза. Также существует общий термин, объединяющий различные методики сбора информации о свойствах чего-либо. Этот термин — диагностика. Зачастую профессионализм специалиста настолько велик, что ему достаточно только увидеть или услышать проблему и вердикт готов. За этим умением стоят годы опыта и кропотливой работы с успехами и неудачами. Но настоящий профессионал никогда не пренебрегает возможностью подтвердить свою гипотезу. От его вердикта зависит многое. Каждый автомеханик при поломке машины начинает ремонт с диагностики её механизмов. Чем сложнее механизм, тем дольше и тщательнее ищет диагност, и проводится диагностика. Светило медицины, врач-ортопед, осматривая колено пациента, заранее предполагает диагноз. Таких коленей в его практике было уже много, но, не имея возможности допустить ошибку, он отправит пациента пройти диагностические процедуры. Учитель математики с огромным опытом работы, способный подготовить ребёнка к сдаче экзамена на высокий балл, всё равно при первой встрече будет предлагать решать задачи и примеры до тех пор, пока сам ни определит уровень знаний ученика на данный момент времени. Три этих примера объединяет одно — профессионал, который знает очень многое, нуждается в доказательстве своей гипотезы. И постарается использовать для этого убедительные научные методы. Детский психолог тоже начинает своё знакомство с диагностики пришедшего маленького клиента. Сначала необходимо узнать, как протекала беременность, как малыш появился на свет, как малыш развивался в первые месяцы свой жизни. Психолог задаёт много вопросов, если родитель не знает, что рассказать. Или не задаёт, а внимательно слушает, если родителю есть, что рассказать специалисту. На первой консультации психолог также наблюдает за ребёнком и может сразу предложить задание для уточнения своих предположений или проверки предположения родителей. Но, как и в ранее приведённых примерах, точный вывод делается только после психологической диагностики. Как правило, исключением для проведения диагностики являются случаи, когда клиент обращается с вопросами, не связанными с индивидуальными особенностями ребёнка (например, какие игры могут быть полезны для умственного развития дошкольника).Рассмотрим конкретный пример. Запрос родителей, пришедших к психологу: "Он у нас невнимательный, рассеянный, ворон считает, ленится. Учитель говорит, что на уроке "летает в облаках". Возраст ребёнка — 8 лет. Ученик 2 класса". Подобная ситуация встречается очень часто. Гипотеза психолога после первичной консультации: не сформирована произвольность внимания и/или низкая учебная мотивация, и/или низкий уровень познавательных процессов. Также под вопросом уровень развития волевой саморегуляции. Для подтверждения или опровержения гипотезы психолог проводит полное психолого-педагогическое обследование ребёнка. В ходе диагностики проводится порядка 40 различных тестовых заданий. Часть заданий направлены на то, чтобы проверить свойства внимания ребёнка, мотивацию, уровень развития познавательных процессов и волевой саморегуляции. После проведения методик начинается самый трудоёмкий и важный процесс — обработка и интерпретация результатов, их анализ и составление совокупного заключения, объясняющего все особенности развития ребёнка. На этом этапе психолог не просто складывает в один документ все результаты исследований, а сопоставляет, делает выводы, отбрасывает те результаты, на которые оказали влияние неблагоприятные факторы (плохое самочувствие, негативный настрой, возможная неискренность и т.д.).Гипотеза частично подтвердилась. У ребёнка был выявлен низкий уровень произвольного внимания и волевой саморегуляции, а также повышенная школьная тревожность. В психологическом заключении психолог указывает, что с таким уровнем внимания затруднительна успешная учебная деятельность. Другими словами, ребёнок очень короткий промежуток времени может сосредоточиться на чём-то или на ком-то. И в этом нет его вины. Развитие ребёнка протекало так, что некоторые отделы мозга не получили нужное количество питательных веществ и энергии. Или развивались иначе. Возможно, были травмы, приводящие к данным последствиям. Но! Ругать и наказывать ребёнка за неуспехи, в данном случае, совершенно бесполезно. Это приведёт ещё и к тому, что начнёт снижаться учебная мотивация. Ребёнок будет думать: "Я не могу быть успешным, что бы я ни делал, как бы ни старался. Тогда зачем стараться вообще?!". Даже если ребёнок очень хочет получить пятёрку, пытается слушать учителя, физически делать это наравне с остальными детьми просто не способен. Теперь специалисты знают, какие методы применить, и в какие сроки будут достигнуты первые результаты. В ходе коррекции поведение и результаты ребёнка изменятся в лучшую сторону. Уже после 10 занятия будут видны первые изменения. Есть несколько линий поведения родителя в таком случае. Родитель не поддерживает ребёнка и не отмечает изменения в его поведении. Изменения есть, но этого мало, хочется больше. Родитель отмечает самые незначительные изменения в поведении ребёнка и всячески это поощряет, тем самым дополнительно мотивирует ребёнка на положительную динамику. В первом случае у ребёнка будет наблюдаться низкая или средняя динамика изменений. Во втором случае динамика изменений высокая. К тому же повышение познавательного интереса, веры в свои силы и, как следствие, учебной мотивации. Через определённое время систематических занятий в психологическом центре результат будет достигнут. Ребёнок успешен в школе, родители гордятся. Как видно из данного примера, банальная невнимательность и неспособность ребёнка хорошо учиться имеет под собой конкретные основания и причины. И в том числе — физиологические. Даже желание ребёнка исправить ситуацию самостоятельно не увенчается успехом без систематической помощи взрослых. После окончания курса коррекции ребёнок сможет восстановить свои позиции в классе и быть не хуже остальных, а в чём-то и более успешным учеником. Важно, что причиной одного и того же поведения или проблем ребёнка могут быть совершенно разные особенности. Например, причиной невнимательности может стать хроническая усталость, депрессивное состояние, несформированная мотивационно-потребностная сфера, высокое развитие познавательной сферы (на уровне вундеркинда) или, наоборот, крайне низкое развитие (на границе ЗПР) и т.д. И коррекция всего перечисленного будет совершенно разная. Именно для этого и нужна диагностика — узнать пути эффективной помощи ребёнку. Диагностика позволяет выявить особенности развития ребёнка. Благодаря ей представляется возможным определить сформирован или не сформирован определённый навык, умение. При глубоком детальном обследовании можно определить уровень сформированности процесса — низкий, средний или высокий. Имея полную информацию, психолог принимает решение о возможностях коррекции и развития, т.е. в каком случае можно повысить уровень с низкого до среднего и впоследствии высокого. Например, в случае с вниманием выделяется четыре свойства — распределение, переключение, концентрация, объём. Существует возможность всестороннего развития внимания ребёнка и каждого показателя в особенности. Запрос родителей может касаться любой сферы жизни ребёнка. Иногда родитель утаивает информацию для того, чтобы понять, насколько хороший специалист находится перед ним, чтобы не выглядеть неуспешным перед другим взрослым, чтобы… Такая тактика поведения, к сожалению, лишает специалиста возможности разобраться более глубоко в проблеме. Родитель в любом случае получит ответ на свой первоначальный вопрос, но также узнает, что есть более серьёзная проблема, чем та, которую он предлагает. На заключительной консультации родитель будет рад и расскажет истинную причину обращения, но время диагностики было распределено не так эффективно, как это можно было бы сделать. Специалист вместо глубокого изучения проблемы был занят её поиском.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 49 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!