Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Про мотивацию в школьном обучении

15 марта 2019 -
Я — репетитор начальных классов. Вы знаете, какие слова от учеников меня радуют больше всего? От чего я хлопаю в ладоши от радости? От слов: "Я решу это сам! Не подсказывайте мне!". Вооооот она — та самая познавательная мотивация, стремление сделать что-то самостоятельно, желание испытать свои приобретённые знания. Родители отстающих по школьной программе учеников, обращаясь ко мне, нередко жалуются на отсутствие мотивации к учёбе у ребёнка. Жалуются, что ребёнок не хочет читать, не старается хорошо писать, нет никакого стремления учится без двоек. Вот что я думаю по поводу вопроса мотивации, несколько моих соображений:Во-первых, ребёнок хочет и любит делать то, что у него хорошо получается, в чём он успешен. Чаще всего, если ребёнок не любит математику — нужно выяснить, какие задачи или примеры он не умеет решать, и помочь ему разобраться. Во-вторых, ждать, что ребёнок будет вприпрыжку ходить в школу, торопясь получить новые знания и с нетерпением ждать урока — не стоит. Для детей школьное обучение — это обязанность. Ребёнок может хотеть идти в школу, потому что знает, что есть предмет, который интересен ребёнку (например ИЗО, музыка), или это чтение (и ребёнок знает, что читает лучше всех в классе). Или ребёнок идёт в школу, потому что в классе есть его друзья, и сегодня он получит свою порцию общения, весёлых игр и радости. Желание идти в школу может быть вызвано интересной и доброй личностью учителя — ребёнку нравится его слушать, он понимает, как учитель объясняет, не боится у него спросить. Самым удачным вариантом будет, если все эти три фактора будут присутствовать — предметы, которые даются ребёнку, друзья в классе, интересный и добрый учитель. В этом случае ребёнок с радостью идёт в школу, и у него формируется положительное отношение к учёбе, закрепляется состояние успешности в процессе обучения. В-третьих, странно получается: родитель хочет, чтобы их чадо хорошо училось, но сами ребёнку не предъявляют никаких требований. Парадоксальная ситуация, но факт, причём частый. Родитель приводит ребёнка к репетитору с желанием создать мотивацию к обучению, подтянуть знания и очень переживает, что ребёнок учится на 2 и 3. Затем выясняется, что ребёнку родитель своих требований не выражает, а все развлечения и желаемые ребёнком покупки — всегда пожалуйста. Тогда скажите мне, зачем вообще ребёнку трудиться и стараться учиться, если он и так знает, что всё получит? Ну, правда, объясните? А как дальше ребёнку во взрослой жизни: как ребёнок будет учиться качественно выполнять любую работу и трудиться, если вы этому не научили его в детстве? Ну, поставил ребёнку учитель 3 на уроке, вы дома немного повздыхали, поохали, а воскресенье пошли в батутную и кино. Хорошие мои родители, вы сами можете создавать хотя бы два маленьких мотива для учёбы или для ещё чего-либо. Первый — мотив поощрения, когда вы говорите ребёнку: "Сегодня (всю неделю, месяц, четверть и т.д.) ты аккуратно записываешь домашнее задание, делаешь его сам (учишься по математике хорошо, исправляешь оценки и т.д.), и я разрешу погулять тебе с друзьями (куплю шоколадку, машинку, пойдём в кино и т.д.). Если ты мои требования не выполняешь, то поощрение отменяется". Всё честно и справедливо. Но, самое главное условие — соблюдение договорённостей: если ребёнок сделал то, о чём вы просили, нужно дать ему то, что обещали. Если ребёнок не выполнил свою часть договорённостей — вы отменяете свою. Иначе всё мероприятие теряет свой смысл. Второй мотив — это мотив избегания неудачи. Этим мотивом пользовались родители нашего поколения и поколений старше: "Получишь двойку — получишь ремня!". Жёстко, но работало. Я на самом деле против физических наказаний детей, да и мотив на самом деле закрепляет не желание учиться, а закрепляет страх наказаний. Но вот сказать ребёнку: "Если будешь плохо учиться — развлечений будет гораздо меньше, и то, после того, как ты сделаешь работу над ошибками и исправишь оценки" — можно и нужно. Ваши требования к ребёнку должны быть обязательно озвучены и озвучены серьёзным тоном. В-четвёртых, есть случаи, когда напротив, родители предъявляют слишком высокие требования при низких или несоответствующих способностях ребёнка. Например, ребёнок в дошкольном возрасте отставал в развитии (психическом или речевом). Взяли в первый класс общеобразовательной школы. Понятно, что по возрасту ребёнок должен поступить в школу и учиться, но вот задержки в развитии, хоть и частично скомпенсированные, так или иначе дают о себе знать. Не стоит тогда ребёнка заставлять прыгать выше головы и сравнивать его с отличниками в классе. То, что ребёнок может учиться на тройки — это уже для него огромный успех. Продолжайте помогать ему (хотя это не значит — делать за него), создавайте позитивную атмосферу. А ваши упрёки, большие глаза и паника по поводу двоек — лишат последнего желания учиться и сформируют нежелательную установку у ребёнка: "либо я сделаю это хорошо — либо я вообще не буду пытаться это делать". Предъявляйте требования по возможностям и способностям ребёнка. В-пятых, существует и ещё один парадокс. Когда родители хотят, чтобы их ребёнок хорошо учился, требуют с него это, но кроме учёбы записывают ещё в целую кучу секций, кружков (танцы, бассейн, художественная школа, музыкальная школа, театральная студия и т.д.). И везде ребёнок должен быть хорош и успешен, удовлетворяя ваши собственные нереализованные мечты и амбиции. Ребёнок не то что качественно сделать уроки не успевает, но даже отдохнуть. А о том, что у ребёнка должно быть свободное время в течение дня (хотя бы час), время на прогулку на свежем воздухе, общение со сверстниками я вообще молчу. Родители, вы тогда определитесь, что вам важнее — сделать из ребёнка суперчеловека (хотя при таком расписании не удивляйтесь, что у ребёнка появились нервные срывы, капризы, высокая утомляемость, ребёнок нигде не успевает — ни в школе, ни в театральной студии, и всё у него получается кое-как) или нормального и спокойного ребёнка, который хорошо учится в школе, ходит на 1–2 любимые секции, которые он сам выбрал. В эпоху интернета, скажу я вам, дорогие родители, на самом деле у человека падает интерес к чтению, математике, русскому языку. Вспомните, как вы стремились научиться читать, для того, чтобы самому добывать необходимую информацию. Как вы хотели научиться писать — ну хотя бы, чтобы передавать любовные записки одноклассникам. Ведь чтение и письмо были основными источниками получения и передачи информации. А что теперь? Теперь не надо читать — можно посмотреть видео в интернете, книгу можно послушать в аудиоформате. Даже печатать ничего не надо: задал гуглу команду через голосовой поиск — и готово! Нате необходимые видео! Не питайте иллюзий, что без чтения, математики и русского языка нельзя обойтись. Можно, хотя всё равно придётся туго, но можно. А вот без требований к ребёнку, причём адекватных и своевременной вашей помощи при тех же самых требованиях, ребёнку никак не обойтись. Даже если вы водите ребёнка к репетиторам, вы для него главная фигура и, прежде всего, от вас он должен слышать как требования, так и слова поощрений за хорошую учёбу. Иначе ребёнку непонятно, зачем всё это нужно?
Рейтинг: 0 Голосов: 0 86 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!