Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Образная медитация — ключ к внутренней реальности и изменению жизни

25 июля 2019 -
Образная медитация — ключ к внутренней реальности и изменению жизни
"Я видел небо, но оно походило на море. Его покрывали не облака, а бурые комья земли, между которыми просвечивала голубизна морской воды, но эта вода была небом. Вдруг откуда-то справа ко мне подлетело крылатое существо, старик с рогами быка. В руках у него была связка ключей, один из них он держал так, будто собирался открывать замок. Окрас его крыльев напоминал крылья зимородка…"(Карл Густав Юнг — один из основоположников современной психологии.)"То были как бы колоссальные цветы, размер которых не лишал их удивительной нежности, а между ними открывались бездонные выси и дали девяти цветов. О двух из них, лежащих за пределами нашего спектра, могу здесь только сказать, что впечатление, производимое одним из них, ближе всего к тому, которое оказывает на нас небесно-синий, а впечатление от другого отдалённо напоминает впечатление, которое здесь оказывает золотой. Огромные цветы Готимны, составляющие целые леса, склоняются и выпрямляются, качаются и колышутся, звуча в непредставимых ритмах, и это их колыхание подобно тишайшей музыке, никогда не утомляющей и мирной, как шум земных лесов, но полной неисчерпаемого смысла, тёплой любви и участия к каждому из там живущих. С лёгкостью и спокойствием, недостижимыми ни для какого существа в Энрофе, мы двигались, как бы плывя в любом из четырёх направлений пространства между этими напевающими цветами, или медлили, беседуя с ними, потому что их язык стал нам понятен, а они понимали наш".(Даниил Андреев — поэт, мистик, мыслитель-космист сер. 20 в.)Что это? Галлюцинации? Художественные образы? Сны? Связь с иными реальностями?К.Г. Юнг называл их своими "фантазиями" или "визиями". Это не галлюцинации, вызванные расстройством или приёмом препаратов, их можно прервать в любой момент. Это не чистое воображение и не визуализация — у них нет придуманного сценария, и они не подчиняются воле. Их содержание невозможно предвидеть, но можно предполагать, направляя внимание в один из конкретных "миров" "внутренней географии". Это те самые миры куда "попадают" в осознанных сновидениях. Туда на протяжении тысячелетий совершали свои полёты шаманы и визионеры. Часто у них была "карта" составленная предшественниками. Такие карты имеет практически каждая религия или мистическая традиция. Да, в одни и те же "миры" могут попадать многие. Методы таких путешествий активно применяются в тантре. И это отнюдь не бесплодные видения. Почему наше сознание (пусть не у всех) обладает такой странной способностью входить в "иные реальности"?Интересны выводы недавних исследований Дартмутской лаборатории социальной нейробиологии и Пристонского университета (см. Имаджинавты).Оказалось, что творческий потенциал индивида связан с умением максимально абстрагироваться от текущего момента и мысленно переносится в воображаемые реальности максимально далёкие от настоящего времени, нынешнего местоположения и близкой вероятности. Это называют дистальным моделированием. В ходе экспериментов выяснилось, что при воображении, связанном с ближним (проксимальном) моделированием, задействуется медиальная прифронтовая кора. А вот при дальнем (дистальном) моделировании — т.е. максимально удалённом от реалий — примерно 6% испытуемых задействовали совсем другую область мозга: дорсомедиальную подсистему сети пассивного режима. И именно эти участники экспериментов относились к творческой элите. Дорсимедиальная подсистема связана с, пониманием концепций и повествований, созданием абстракций и высокоуровневых моделей, моделированием социальных связей и эмпатией, способностью увидеть ситуацию со многих точек зрения. Любопытно что включается эта система в момент "блуждания мыслей", когда мозг ничем не занят и находится в режиме восприятия "здесь и сейчас". И именно этот механизм задействуется во время "странствий в инореальность". Т.е. радикально отличается от механизма большинства других медитаций. Буддизм Единой колесницы (к нему относится и тантра) говорит, что мы живём во многих мирах сразу, просто проявлены они в разной степени. Когда мы в депрессии, это актуализируется мир ада (нарака), когда охвачены безудержным желанием обладания, это говорит в нас мир голодных духов (прета), самолюбие, ревность, борьба за лидерство — включается мир демонов (асуров). Но если сосредоточится на этих мирах, то можно увидеть их, или даже войти в них, непосредственно. В книгах по мифической космографии М.М. Александрова выдвигается гипотеза, что определённые "миры" архетипической ("внутренней") космографии действительно напрямую связаны с различными областями активности сознания — потребностями, целями, ценностями, ментальными механизмами. Что каждый устойчивый набор естественно воспринимаемых (не визуализированных) в медитации образов, это открытие новых областей сознания, доступ к новым ментальным возможностям и переживаниям, и как следствие новых возможностей для действий в реальном мире. И касается это не только отдельных людей, но и человечества в целом. Выделяются девять базовых уровней, из которых большинство современных людей задействует в полной мере только четыре. Эти уровни соотносятся и с ц-мемами Спиральной динамики и со "сферами" мистической мысли. Первый три уровня ("стихийные") связаны с базовыми биологическими программами и обслуживающим их рассудком. Вторая тройка ("эфирно-астральные") — с формированием высокой символической реальности, этикой, организаций, сотрудничеством, цивилизацией. Третья ("эмпирей") — с перспективой, горизонтом развития сознания — областью глобальных взаимодействий, интуицией, принципиально новыми стратегиями и подходам. На основе тантрических практик разработана методика "мягкого" и контролируемого вхождения на эти уровни (в отличие от мощных, но небезопасных методов, таких, к примеру, как холотропное дыхание). Для практика это выглядит как смена образов, слоёв/сфер воспринимаемой реальности. Мистики считали, что так происходит действительное вхождение в иные миры в тонких телах. Действительно при глубоком настрое "реальность", чувство истинности, воспринимаемых "миров" даже выше чем восприятие нашего физического мироздания. В книге М.М. Александрова "Мифическая космография: Путевые заметки" собраны отчёты участников экспериментов, освоивших данную методику. Ученик, в соответствии с определённой методикой, выбирает вектор маршрута, удобно усаживается, входит в медитативное состояние, и…:Венделл:"Западный путь начался для меня с ночного парка. И как мне кажется, этот ночной ландшафтный парк, в котором изгороди из невысокого кустарника формируют причудливую сеть линий, уже сообщает западное настроение. Попытаюсь его описать: спокойная, естественная медитативная магичность, ощущение недосказанности, разлитое в воздухе предчувствие чего-то существенно иного, чем обыденное. Но ненавязчивое ощущение. Первым моим образом была мощная колонна-тумба, круглая на срезе, наполненная прохладной водой, поступающей по подземным трубам-колодцам. Вода переливается через края, собирается в ручей-коллектор и течёт на Запад через лес, превращаясь в реку, в которой комфортно себя чувствуют водные животные, напоминающие дельфинов-белух. Дно местами белое, местами серое, пятнами. Лес живой, одушевлённый, мирно пасутся лани и тапиры. Далее река впадает в спокойное море, отделяющее эту землю от собственно Западного континента. Море неширокое. Горы с другой стороны встали сплошной цепочкой. По склонам сбегают зеленоватые люминесцентные ручьи. Купание в таком ручье даёт путешественнику возможность зарядиться спокойной энергией перед путешествием на Запад. На вершине гор можно встретить небольшие светящиеся озёра. Спускаемся с хребта и попадаем в магический лес. Прямо у хребта ждёт тёмный Страж, поселившийся под раскидистым дубом, своей невидимой липкой паутиной он пытается преградить вам дорогу в лес. Получив определённый энергетический ответ, он вас пропускает…"Ла Меча:"…Я шла выжженным лесом, сухие скрюченные ветки деревьев цеплялись за одежду, царапали лицо, будто пытались остановить меня. Потом я оказалась в полосе бурелома. Лес здесь был не только выгоревший, но и повреждённый ураганом. Деревья лежали на земле, поваленные стволы беспомощно протягивали к серому небу сухие крючковатые сучья. Тоскливый, печальный пейзаж. Мне стало совсем не по себе. Полоса света впереди стала угасать, она постепенно исчезала. Тогда я остановилась и посмотрела на свои руки. Я вспомнила о своём огне. Он появился в руках, сложенных лодочкой, и осветил внутреннюю поверхность ладоней, наподобие спички или свечи. Было уже темно, но от этого пламени всё озарилось. Свет огня упал на землю, прочертив узкую светящуюся дорогу. Дорога протянулась прямо к солнцу, угасающему на горизонте. Туда я и отправилась, неся в ладонях свой свет. Теперь расстояние между мной и источником света впереди стало уменьшаться. Неожиданно выжженное поле и лесные буреломы кончились. На мой лоб упала капля воды. Моему взору предстал совершенно иной пейзаж, иной мир. Здесь струилась вода. Здесь сияла молодая свежая зелень. Здесь ложилась под ноги мягкая трава. Здесь всё трепетало бархатной прелестью новорождённого мира. Мира, не тронутого ни злом, ни горечью. Этот мир походил на Рай. Он был переполнен чистотой и нежностью. Весенним сладостным томлением и теплом молодого солнца. Голубизна неба радовала душу. Здесь было много лесных животных — зайцы, белки, лисы и прочие звери — все нежные и тихие, словно только что появившиеся на свет. Их шерсть была так нежна, что казалась сотканной не из материи, а из каких-то воздушных светлых волокон, из которых также был соткан весь мир. Цвели верба и ива — их золотые цветы сеяли тончайшую душистую пыльцу, оседавшую на травах, на влажной листве деревьев. Вода лилась повсюду — с неба сыпался серебряный дождь, капли которого оседали на ивовых почках, при этом на кончике каждого волоска почки сияла чистая прозрачная капля. Лучезарная и прохладная. Моё тело покрылось, словно серебряным налётом, этой сияющей водой. Я шла по этому миру, боясь стряхнуть с себя хоть каплю…"Маркус Тилли"…Это похоже на то, как если бы ты оказался среди полярного сияния, в сердцевине, причём полярное сияние довольно яркое, но одновременно нежное, и ещё оно живое, словно идёт из других миров. Это волны живого света. Иногда они похожи на огромные цветы, или облака, или волны. И ещё эти волны осязаемы, потому что ты сам состоишь там примерно из такого же материала, разве что несколько более плотного. Цвета — зелёный, золотистый, голубоватый, алый. Эти превращения света можно созерцать бесконечно. Интенсивность может меняться, но каких-то искр или сполохов не видел. Восприятие там не разделено так, как у нас: у нас есть разделение между зрением и слухом, например. Там же свет можно слышать и осязать. Эти волны не бездумные. Они не то чтобы разумны сами по себе, а являются проявлением разума, суммы мириад сознаний Дэвалоки. Там нет разделения на "мой" и "не мой" разум — он единый при сохранении индивидуальности…".М.М. Александров пишет:"По сути, не имеет принципиального значения, "где" расположены эти "миры": в "окружающей реальности" или "внутри сознания". Не имеет по той простой причине, что "окружающая реальность", с которой мы имеем дело, также не "объективное отображение", а проекция нашего мозга — отсеивающего, рецензирующего, конструирующего виртуальный образ внешнего мира. В данном случае мы тоже имеем дело с определённой феноменологией, образами, к которым можно возвращаться, с которыми можно взаимодействовать и которые могут быть увиденными и другими людьми при следовании определённым указаниям, владении определёнными навыками или чисто случайно. И которые, несомненно, обладают значимостью для самого созерцателя и важны на его индивидуальном пути, а воплощённые в произведениях культуры — и общей значимостью. Не надо, однако, думать, что восприятие "иных миров" ничем не отличается от "обычного", что сам наблюдатель может осознавать там себя "предметом среди предметов". Уровень "субъективности" восприятия там, безусловно, нарастает. Эти "миры" "настраиваются" на конкретного практика, и чем глубже он заходит, тем в большей степени. Описываемые "сферы" — это определённые области восприятия с определёнными параметрами такой сонастройки. Восприятие "стихийных сфер" даёт образы, довольно близкие по характеристикам восприятия образам привычной реальности. Возможности как-то "повлиять" на них невелики и требуют совершения определённых действий, пусть и не таких, как "здесь", а больше напоминающих магические практики. В то же время ощущается большая близость их к земным реалиям. У этих миров нередко есть конкретные "земные" координаты, они "накладываются" на физические ландшафты и объекты или являются их версией. Или же напоминают "альтернативный мир", отличный от "земного" по ряду параметров, но не радикально. "Эфирная сфера" уже имеет меньшую "плотность", большую "прозрачность", "восприимчивость" — способность "откликаться" на действие или намерение. Образы, связанные с ней, более "архетипичны", воспринимаются как символические, "многомерные". Нередко они связаны с культурными и религиозными традициями. Несомненно, здесь можно "собирать миры", практически в точности соответствующие описаниям священных текстов различных религий. Но сам момент такого "собирания", "отзывчивость" наблюдаемого на культурно обусловленный "запрос" обычно наблюдателем не рефлексируется. "Астральные" восприятия нередко абстрактны и ошеломляют скорее своей "многомерностью", сложностью, нечитаемостью, выходом за пределы привычного опыта, "перенасыщенностью". Только позже, после долгой практики "настройки", здесь появляются "миры" — области с устойчивыми характеристиками, необычайно "мощные", пронизанные ощущением значимости, но ещё более "субъективные", то есть настроенные на конкретного наблюдателя, открывающиеся таким образом именно ему (при сохранении архетипической общезначимости, единства по смыслу в разнообразии явленных форм).Картины, видимые путником, зависят от множества факторов: его личной биографии, готовности, мистического опыта, культурного багажа. Но в не меньшей степени также от направления движения. Выбор стороны света имеет здесь нередко ключевое значение. Точно так же верно и то, что открывающаяся картина мироздания будет скорее соответствовать архаичным мифологическим представлениям о мире — с Мировой горой, небесными сферами и т.д., чем современной научной картине мира".Из беседы с Венделлом (кандидат наук, преподаватель МГУ)— Как называется методика, какие цели она преследует?— Можно называть её "метод космографических исследований" или "исследование пространства внутреннего роста" или "исследование архетипического пространства". Целью является самосовершенствование индивида или, другими словами, внутренний рост. Чтобы сделать процесс роста более наглядным, он описывается в системе координат, обозначаемой как "внутренний космос" (отсюда и "космография").— Можно подробнее объяснить понятие "внутренний космос"?— Речь идёт о множестве всех доступных человеку состояний сознания. А что, таких состояний много? Большинство людей неосознанно исповедуют единственность "нормального" состояния сознания. Дело в том, что для выживания человеку требуется социальная интеграция, а эффективно интегрироваться можно, лишь настроившись на волну, на которой находится большинство членов социума. Следуя своего рода шовинизму общего состояния, общество с подозрением смотрит на любое изменённое состояние. Если индивид все же ставит перед собой цель психического саморазвития, которое может вывести его за пределы усреднённой нормы, ему с большой вероятностью придётся пожертвовать гипотезой единственного рабочего состояния сознания. — Обладает ли внутренний космос структурой или это просто набор отдельных состояний?— С позиций данной методики, внутренний космос является континуумом, пространством, который можно сравнить с физическим пространством в том смысле, что изменение "пространственной координаты" влечёт за собой изменение воспринимаемых феноменов. С той существенной разницей, что изменение свойств физического мира вследствие перемещения в пространстве — намного более предсказуемый и контролируемый процесс, если сравнивать с перемещением в архетипическом пространстве. — Как ориентироваться в этом пространстве?— Для упорядочивания внутреннего опыта методика метафорически использует 6 пространственных направлений — верх, низ (вертикальная типология состояний), и четыре стороны света (горизонтальная типология). Чем выше мы поднимаемся во внутреннем пространстве, тем легче или, если хотите, тоньше наше состояние. Внизу состояние, соответственно, тяжелее, плотнее. Лёгким или тонким мы называем состояние сознания, для которого характерен высокий уровень свободы и низкий уровень аффектов (страстей, страхов и т.п.). Под тяжёлым или плотным подразумевается аффектированное, омрачённое, сильно детерминированное состояние психики. — То есть, внутренний рост — это передвижение в этом пространстве снизу вверх?— Упрощённо — да. Но, на самом деле, это долгий процесс переучивания психики, которая обладает огромной инерцией. Отдельные рейды вверх не приводят к изменению рабочего положения "точки сборки[1]". Сознание отыгрывает обратно, и мы опять попадаем во власть привычных аффектов. Нужна продолжительная работа, чтобы преодолеть инерцию той или иной "нормы"— Зачем нужны север, восток, юг и запад? Это тоже направления роста?— Вряд ли, скорее они отражают многообразие человеческих психотипов. С ростом они связаны косвенно — каждый из нас, будучи индивидом определённого склада, обладает специфическими способностями или, наоборот, сталкивается на пути совершенствования с характерными препятствиями. Работая с четырьмя направлениями, мы находим применение нашим сильным сторонам и учимся преодолевать слабости. Кроме того, исследуя внутреннее пространство по направлениям, мы обнаруживаем отдельные области с характерными свойствами. Эти области интересны сами по себе, а также их можно использовать как опорные пункты для движения по намеченному пути. В принципе, космографический метод предусматривает перенастройку самоидентификации на самый высокий уровень из доступных практикующему на данный момент, поэтому консолидация личности на базе эго Эмпирея является очевидным этапом в момент, когда практикующий достаточно освоился в этом самом высоком слое Сферы желаний. Но заметим также, что этот уровень консолидации является ни конечной целью в рамках методики, а лишь перевалочным лагерем на пути к более высоким достижениям. Итак, что же даёт этот "космографический" метод?Область сознания расширяется, охватывая "регионы" нейроактивности, обычно для него недоступные. Практик получает доступ к "софту" своей психики, непосредственно наблюдая программы созидающие его жизненную реальность, ценности, восприятия, установки — в виде конкретных образов. Здесь открывается возможность их корректировать и "настраивать".Задействуется новая подсистема мозга, неактивная у большинства людей, что даёт значительное преимущество в реальной жизни. Это действительно путь к самосовершенствованию и в "мистическом" и в социальном планах, возможность обучения на иных уровнях психической реальности, вхождение в "миры" древних мистиков и магов. Творческое воображение, "подключённое" к архетипической реальности с её неисчерпаемым богатством образов и множеством смыслов, способно изменить и повседневную жизнь человека, сделав её более гармоничной и осознанной. Важно ли это лично для нас? В том случае если мы хотим нащупать по-настоящему индивидуальный путь саморазвития. Понять, каковы наши собственные, а не навязанные извне цели. Научиться убирать "вирусы" и "битые файлы" из собственных подсознательных программ. Едва ли мы сможем что-то радикально улучшить в своей жизни, отношениях с близкими, открыть новые перспективы и горизонты, каждый раз действуя по-старому, вслепую, без общей перспективы и понимания того что происходит в нашем собственном сознании и бессознательном. [1] Термин американского антрополога и мистик К. Кастанеды. В описываемом им учении тольтеков — это область светимости в энергетическом теле, определяющая характер воспринимаемой реальности.

Похожие статьи:

ПсихологияКак экологично и быстро выйти на новый уровень жизни

ПсихологияЗдоровье и молодость внутри и снаружи

ПсихологияПочему важнее всего — полюбить себя?

ПсихологияЧто означают масти в Таро. О Пути, Предназначении и Призвании

ПсихологияВзрослая сексуальность

Рейтинг: 0 Голосов: 0 26 просмотров
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!