Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

О телесно-ориентированной психологии

5 января 2019 -
Что такое ТОП?У телесно-ориентированной психологии (психотерапии) есть чёткое определение, зафиксированное в Википедии: телесно-ориентированная психотерапия — направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Поскольку с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта в каком-то смысле работает даже классический массаж, я решил поделиться своими соображениями относительно сути ТОП. В тексте я попробую задать рамку терапевтической деятельности, которой занимаюсь, и которая как раз и принадлежит большой семье методов телесно-ориентированной психологии. Конечно, существует некоторая сложность, поскольку в этом пространстве прекрасно соседствуют школы, которые опираются на разные представления о человеке и демонстрируют разные пути к здоровью, тем не менее, я попытаюсь дать простое функциональное определение телесно-ориентированному подходу в целом и обозначить отличительные навыки телесно-ориентированного специалиста. Очевидно, моё представление субъективно и основано только на личном опыте, и всё же я надеюсь, что достаточно точно передам суть и атмосферу ТОП. Моё собственное представление о телесно-ориентированной психологии было сформировано теорией и практикой Структурной Психосоматики — современной компилятивной методологии. Название этой методологии я нахожу очень удачным и, опираясь на него, попробую раскрыть историю и особенности телесно-ориентированного подхода. ПсихосоматическийТермин "психосоматический" вошёл в обращение в начале XIX в., в период "романтической медицины". Это волнующее словосочетание вполне определяет и современные тенденции и обозначает опору на концепцию человеческой целостности, обращается к иррациональности психики в противовес чистому рационализму. Человек периода "романтической медицины" — это микрокосм, глобальное единство, но не совокупность органов и их функций. Болезнь — это дисбаланс, вызванный взаимодействием биологических, моральных, психологических и духовных факторов. Компенсация или адаптация, добавили бы современники. Название "психосоматическая медицина" впервые использовал в 1818 г. немецкий психиатр Иоганн Гейнрот (J. Heinroth) в своей публичной лекции. Он объяснил многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Например, причины туберкулёза, эпилепсии и рака он рассматривал как результат переживаний чувства злобы и стыда, а особенно, естественно, сексуальных страданий. Психиатрия тогда укоренялась в составе медицины, и именно в этот период появился термин "психосоматика". А десять лет спустя М. Якоби ввёл понятие "соматопсихическое", как дополнение "психосоматическому", и указывал на связь душевных расстройств с материальными изменениями внутренних органов тела. Что же было до романтического периода?Античный философ Сократ утверждал, что все болезни тела связаны с душевной болью, а Платон, ученик Сократа, писал о том, что нельзя лечить тело, не уделяя внимания недугам душевным, так как тело и душа неразделимы. Следующий отрывок из платоновского диалога "Хармид" можно вообще привести, как прямую рекомендацию к протоколу телесно-ориентированной работы с демонстрацией в финале психосоматического мышления (или рефрейминга смысла … или лого-терапевтического утверждения Виктора Франкла): "Если будет хорошо с глазами, то хорошо пойдёт и с головой (головной болью — прим.), а если будет хорошо с головой, то будет хорошо и всему телу, а тело нельзя лечить без души. Ибо от души идёт всё — как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека… А душа должна лечиться особыми целебными разговорами…". Однако эти целебные разговоры должны быть и красивыми речами. Благодаря речам такого рода в душе преобладает благоразумие. Можно сказать, что молодому человеку повезло с его головной болью, так как благодаря излечению головы он сможет улучшить всю свою душевную жизнь!".Древнегреческий врач Гиппократ был убеждён в необходимости изучения природы человека и различных сторон его жизни, включая питание, поведение и психические функции, чтобы эффективно бороться с недугами. Именно Гиппократ ввёл в науку понятие "темперамент" под которым понимал, как физиологические, так и индивидуальные психологические особенности человека, включая склонности к тем или иным болезням. Римский поэт-сатирик Децим Юний Ювенал в своей десятой сатире написал всем хорошо знакомое — "в здоровом теле, здоровый дух". Так же, одним из духовных отцов становления психосоматического подхода следует считать Фридриха Ницше. Он создал философию, которая "исходит из тела и нуждается в нём, как в путеводной нити", говорил о "разуме тела", его "множественности с единым смыслом". Ницше не только предвосхитил ряд концепций Фрейда в учении о бессознательном и об аффектах, но и дал много указаний врачам по этому вопросу. Зигмунд Фрейд выдал миру знаменитую теорию о "бессознательном", как продукте вытеснения. В результате чего, некоторые достаточно серьёзные заболевания попали в категорию "истерических" или "психосоматических", например, бронхиальная астма, аллергии, мнимая беременность и мигрени. И так далее…СтруктураВторое слово в названии телесно-ориентированной методологии, которую мы рассматриваем, является слово "структурная". Структура — именно то, что определяет современный телесно-ориентированный подход. Современный период телесно-ориентированной психологии наступил в результате практического наблюдения австрийского психотерапевта Вильгельма Райха, который связал описание проблематики своих пациентов с их специфическими телесными напряжениями, своеобразным телесным "панцирем". Райх разделил этот "панцирь" на сегменты, известные сейчас, как "пояса Райха", по принципу расположения в теле и подавления специфических эмоциональных процессов, например, плача, страха, гнева, истинной скорби, отвращения и т.д. В детстве напряжения возникают в качестве защиты против беспокойства, которое возникает у ребёнка из-за проблем выражения его сексуальности (жизненной энергии) и сопровождается страхом наказания. Затем, подавление телесных импульсов становится постоянным и автоматическим, обуславливает черты характера и формирует мышечный "панцирь".Вильгельм Райх, как ученик Фрейда, в своей работе с пациентами опирался на психоаналитический метод исследования, поэтому сочетание телесной работы, психоанализа… и энергетики (за обращение к которой Райх заплатил свободой и репутацией) можно считать классикой ТОП. С тех пор было разработано множество подходов к психологическому исследованию, терапевтической тактике и стратегии, однако и сейчас наиболее часто приходится слышать о "катарсическом" решении вопроса, что является показательным признаком старой школы. Идея о том, что осознание и выражение "запертой" в теле эмоции является терапевтическим фактором и целью терапевтической работы оказалась очень устойчивой. Теоретически, такое выражение является освобождением человека от проблем, признаком успеха терапии и фактом исцеления. В действительности, так происходит не часто. Мышечный "панцирь" не просто блокирует выражение эмоций и чувств, спровоцированных движением витальной энергии, он лишает человека возможности обучиться осознанному, взвешенному, прагматичному контролю этих эмоций, лишает опыта этих чувств и превращает их в пугающее своей бесконтрольностью, нечто внутри его тела. Окружение человека: его друзья, близкая компания, работа, хобби, партнёр, стиль жизни в целом выстраиваются, как дополнение и расширение психологической защиты, "внешняя" часть мышечного "панциря". Жить — становится способом снизить нагрузку, чтобы витальные импульсы и чувство глубокой некомпетентности в вопросе их использования беспокоили как можно меньше. Прямая попытка быстро и устойчиво "разблокировать" напряжённую зону привела бы к кризису беспокойства, дезориентации и психосоматическим симптомам. Так что имеется большой плюс в том, что это не так просто сделать. Напряжения либо "упрямы", либо тело хорошо прячет те небольшие, но важные участки, которые критически отвечают за контроль. Часто речь идёт о составном напряжении или "телесной метафоре", "вещи в теле", освобождение от которой должно произойти во всём объёме, в противном случае, то, что осталось, вновь "отрастит" необходимое. В отсутствие специалиста, способного проанализировать этот психосоматический клубок и понять, как он работает, можно просто регулярно освобождать тело от напряжений, давать ему опыт большей свободы и возможность переживать витальные импульсы, просто тренировать человека полноценно переживать себя. Возможность кризиса тут минимальна, но это долгий путь. ПсихологТелесно-ориентированный психолог нужен, чтобы сократить этот путь:Обучить контролируемому переживанию эмоций, чтобы клиент позволил себе наполнить свою жизнь чувствами;Снабдить основным набором необходимых в новой жизни навыков;Поддержать в момент разрушения старого субъективного мира и создания нового. Для того, чтобы осуществить всё это, терапевту нужно понимать структуру проблемы, сложить в своём воображении модель того, как это работает. А значит, ему необходим навык слушать клиента, задавать правильные вопросы и быть способным понять ответ, большая часть которого содержится в едва заметных движениях тела. ТОПЧто же такое телесно-ориентированная психология?Это инструмент целостного общения, который помогает восполнить пробелы жизненной квалификации. По-моему, это исчерпывающее определение. Психологу в этом случае надо обладать набором качеств, которые странно звучат и нечасто встречаются. Ну, например:Это способность слушать, быть восприимчивым и внимательным, видеть в словах движение или его отсутствие, а в движении или его отсутствии слышать слова. Это умение анализировать, моделировать, понимать смысл эмоции, природный импульс ментальной конструкции, видеть логику чувств. Улавливать историю в теле и телесное в истории. Быть зрителем, режиссёром… "видеокамерой". Уметь говорить руками и прикасаться словом. Иногда — просто быть собой. Вот, такая "рамка терапевтической деятельности", о которой я писал в первом абзаце. Хочется закончить размышлением о том, чем может быть для кого-то телесно-ориентированная психология. Телесно-ориентированная психология может быть философией, способом постижения, наверное, самой волнующей реальности из возможных — субъективной реальности чувствующего существа, может быть дисциплиной, во всех смыслах этого слова. Школой. Способом восприятия. Инструментом служения Жизни. Способом помочь кому-то внести в свою жизнь нечто экзотическое… или прожить за одну жизнь — несколько. Вдруг для полного счастья не хватает именно этого.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 71 просмотр
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!