Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Инфантилизм — как поиск рая на земле, или "Мама знает лучше!"

19 февраля 2019 -
Утраченное эго и другие аспекты инфантилизма с точки зрения гештальт-подхода. "Взросление — чертовски трудная штука. Гораздо легче перейти из одного детства в другое".Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Метафора рая на земле — это питательная, не кончающаяся материнская грудь и поиск материнской груди в различных вариантах. Взрослый человек испытывает ужас существования и ужас ответственности за выборы в жизни, поэтому ищет грудь психическую и надёжные материнские руки, которые всегда всё сделают за человека. От этого все "вя" и "бе" — детские "крики", выраженные "взрослыми" словами, а также внутренние душевные метания. На одном полюсе бессилие и слабость инфантильного человека, на другом всевластие и всемогущество человека, поддерживающего инфантильность. Существуют семьи с поколениями "взрослых детей". В таких семьях власть и контроль сосредоточены в руках одного человека, который ресурсен и способен поддерживать "младших членов семьи", например, деньгами. Однако это иллюзия власти и иллюзия контроля — каждый младший творит, что захочет, "партизанит", когда старший не видит. А старший несёт ответственность за поступки младшего и несёт обязанность поддерживать ресурсами. У старшего незавидная позиция, он оказывается в роли "неиссякаемой мамы". Эта мама придёт и решит проблемы, младшему нужно только погромче поплакать и потопать ногами. Инфантилизм с точки зрения SelfВ процессе личностного роста и взросления ребёнок удовлетворяет потребности, необходимые для конструктивного развития. Ребёнок сам сталкивается с новизной окружающего мира и ищет способы творческого приспособления. В конструктивном варианте: мама — это поддержка, к которой ребёнок обращается, если захочет. Задача взрослого выдержать тревогу и дать ребёнку пробовать сделать желаемое самому. Если взрослый не выдерживает себя и не даёт ребёнку приобретать собственный опыт, происходит подмена функции Эго (процесс осуществления выбора) ребёнка, и у ребёнка формируется пассивный способ адаптации к новым событиям мира. Этот способ: кричать, плакать и требовать маму, чтобы мама пришла и сделала выбор за него. Комплиментарная позиция взрослого заключается в том, что ему спокойнее подменять Эго ребёнка, чем помогать малышу взрослеть и обретать веру в себя. Взрослый поддерживает внешний контроль и фрустрирует самостоятельное преодоление сложной ситуации самим ребёнком. Ребёнок начинает жить в соответствии с установкой, что сам с ситуацией справиться не может, нужен взрослый. Соответственно, Эго — функция утрачена. Искажённое представлении о самом себе, вытеснение знания о собственных навыках и умениях лишает свободы выбора и вынуждает инфантильного человека оставаться в ужасе беспомощности. В таком случае выбор действия происходит "как обычно" без осмысления, и тогда это, увы, не выбор. А привычный паттерн поведения. К инфантилизму также относятся уклонения, избегания в виде: "я не могу, я болею", психосоматика и ипохондрия, расстройства пищевого поведения. Инфантилизм как следствие гиперопеки родителейПостоянное улучшение, непрерывный "апгрейд" собственного ребёнка, замена мотивации ребёнка ведёт к тому, что повзрослевший ребёнок привыкает жить по указанию других. И не знает, как жить сам. Не знает, чего хочет, в каком направлении развиваться. Поддерживающий инфантилизм ребёнка взрослый чувствует неустойчивость и понимает иллюзорность власти и контроля. Поэтому, для того чтобы удержать ребёнка в зоне влияния, начинает подавлять ребёнка. Появляются запреты на своё мнение — "мама знает, как лучше", используется обесценивающая критика: "опять ты всё не так сделал". Возникает ощущение "поводка", за который взрослый дёргает и осаживает ребёнка "к ноге", дабы, не дай Бог, он не понял, что может стать самостоятельным. В ход идёт и обесценивание, и поддержание страха оценки, культивирование чувства вины и стыда. Ребёнок начинает сомневаться в себе на уровне ядра личности. Инфантильность — "идеальный" выход быть в безопасности и нравиться маме. Так инфантилизм закрепляется в виде способа удовлетворения невротической потребности — в любви и ласке. Неумёха, зато любимый. А уж мама придёт и сделает. Таким образом контроль за взрослым оказывается в руках ребёнка. Ребёнок вырастает. И становится инфантильным взрослым. Отношения с инфантильными людьмиОтношения взрослых инфантильных людей с партнёрами характеризуются высоким уровнем возбуждения и низким уровнем дифференциации. Так, человек не умеет адекватно оценивать сам себя и поступки. В нестандартных ситуациях привычно начинает плакать и требовать сделать, как он просит. Удивительно, но такой паттерн поведения сохраняется и во взрослом возрасте. Например, когда жена топает ногами и кричит от ужаса в стрессовой ситуации, потому что и в голову не приходит, что может справиться сама. Навык адаптации пассивен, поэтому так нужна помощь мужа. Жена взывает о помощи так, как умеет, с помощью крика и скандала. Происходит это потому, что человек попадает в бессилие, униженность, стыд или вину, возникает высокий уровень психического возбуждения, который затем сбрасывается через аффект. Жена в плену интроекта, установки подаренной родителями: "Я — не способна ничего сделать сама, я такая несамостоятельная". С помощью этого интроекта происходит нарушение функции Персонелити, т.е. искажение представления о себе и, как следствие, нарушение Self-процесса человека. Люди в таких ситуациях говорят: "Меня несёт, не могу остановиться". Действительно, это так, потому что функция самоконтроля снижена — там и тогда отдана контролирующему взрослому. Мышление категорично и ригидно — существует только одна правда — либо он, либо я. После эскалации конфликта инфантильный взрослый уходит в глухую защиту и пытается восстановить позиции используя вину. Например, приложив максимум усилий, чтобы завиноватить другого и таким образом занять безопасную позицию "сверху". Если этот вариант не получился, то берёт вину на себя, начиная манипулировать: "Я так виновата перед тобой". Эта манипуляция не похожа на искренние извинения и называется проективная идентификация. Самоощущение инфантильного взрослого искажено, стыд вытеснен. Реальность старательно игнорируется, потому что важно сохранить нужную картину мира. Причём внешний мир обретает угрожающие очертания, и человек ждёт нападения и нарушения психологических границы. Поэтому держит наготове такой инструмент как "обиду".Такой стиль общения затрудняет контактирование в паре и требует от партнёра колоссального терпения и любви. Инфантильных людей характеризует сниженный самоконтроль, повышенная тревожность, десоциализация, детское наивное поведение в неуместных ситуациях. Если инфантильному взрослому "повезёт", и он создаст комплиментарную пару с партнёром, знающим, "как надо" жить, и склонному к родительской позиции — это везение для него. Инфантильность одного партнёра компенсируется сверх-ответственностью и взрослостью второго. Инфантильный человек отщепляет часть своей энергии и проецирует на другого человека. Цель работы с гештальт-терапевтом: помочь человеку вернуть себе энергию. Присвоение этой энергии вернёт силу и веру в себя, воодушевит к взрослению и придаст интереса в жизни. Хорошо работает сочетание личной терапии и группы, обучающей базовым психологическим навыкам, необходимым для личностного роста.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 54 просмотра
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!