Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Ещё раз об особенностях подросткового возраста и подходах в воспитании

23 января 2019 -
Не секрет, что подростковый возраст часто связывают с понятиями "трудный", "кризисный", а также — "переходный", "адаптационный". И, действительно, именно этот период связан у многих подростков с трудностями адаптации к социуму, требованиям взрослого мира, которые порой переходят в дезадаптивные, а иногда и в нарушенные формы поведения. В данной статье хочется поговорить об особенностях подросткового возраста — в многообразии его взаимодействий с миром. Так ли уж труден подростковый возраст? И если да — в чём его кризис? И если это период "переходный", то куда этот переход? И обязательна ли у подростка дезадаптация, нарушенное, отклоняющееся поведение? И если да, то в чём их причина? Ведь если мы знаем причину, мы знаем и пути её устранения — каковы же они тогда? Вопросов много, попробуем на них ответить. Когда говорят о причинах, факторах, условиях дезадаптационных сдвигов у подростков, часто выделяют социокультурные, психологические и биологические предпосылки. Сложное взаимодействие закономерностей психосоматики, биологии, процессов формирования индивидуально — личностных различий (типа нервной системы, темперамента, характера) во многом определяет особенности поведения человека, сложность или лёгкость его адаптации в мире. Психофизические, биологические особенности могут создать почву для дезадаптации. По этому поводу в своей книге "Основы детской психопатологии" Л.В. Яссман говорит о необходимости ранней диагностики склонности к асоциализации у детей и подростков с учётом биологических предпосылок. В этих случаях нарушенное, отклоняющееся, дезадаптивное поведение проявляется уже на ранних этапах развития ребёнка, являясь проявлением болезненно изменённой личности и психики и не характерно для подросткового возраста в целом. Всё же чаще дезадаптивность подростка проявляется как его трудновоспитуемость вследствие педагогической запущенности — как результат искажённых механизмов социализации. В этом случае предпосылками являются социокультурные и психологические факторы. И трудности адаптационного периода подростков связаны с неблагоприятной ситуации воспитания в семье. Как начинаются эти "трудности подросткового возраста"? В чём они проявляются?Взрослые, общающиеся с подростками, видят и реагируют на то, что на поверхности — их поведение. А оно "вдруг" изменяется — ребёнок начинает спорить, сопротивляется, грубит, отказывается выполнять то, что раньше выполнял, пытается доказать свою правду или неправоту взрослого. У него появляются пугающие взрослых интересы, мысли, поступки. "Хороший", "беспроблемный" ребёнок перестаёт быть таковым; "неспокойный", "неудобный" ребёнок "выходит из берегов". Родители "не узнают ребёнка", не понимают, что случилось, или не знают, что делать, так как "терпеть больше уже невозможно", если до этого ещё "как-то терпелось".Все эти симптомы — показатель, что ребёнок перестал быть ребёнком и начал свой переход в мир подростковых интересов и отношений, и стиль воспитания, подходы в нём — или устарели, или их неэффективность в воспитании стала совсем явной. Если с маленьким ребёнком ещё работали авторитарные способы воздействия, или гиперопека ещё была выносима обеими сторонами — и родителем, и ребёнком, с подростком это перестаёт работать. Итак, чем отличается подросток от ребёнка? Главное — нарушается относительное равновесие в развитии в связи с половым созреванием. В целом биологическое развитие подростков резко усиливается, тогда как социокультурное значительно отстаёт. Взрослый облик (рост, внешность) формирует отношение к ребёнку как к взрослому — от него ожидают "взрослого" поведения — ответственности, самостоятельности, дисциплины. Взрослые начинают ожидать результатов в ведущей деятельности, самостоятельности от своего ребёнка. Но именно к этому психологически многие подростки не готовы: из-за особенностей семейного воспитания (гиперопеки, отсутствия целенаправленности в формировании "взрослых" форм поведения). Претензия на взрослость сочетается у многих подростков с детской волей, сниженной критичностью к себе, несамостоятельностью и безответственностью, подкреплёнными в семье. Существенные изменения происходят у них и в интеллектуальной сфере. Формируются навыки логического мышления — в поздние этапы подросткового возраста (старшеклассники) уровень развития позволяет подросткам решать сложные умственные задачи, характерные для взрослых, причём, как отмечается в современной психологии, "развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие". Подростки начинают "возвращать" взрослым то, что наблюдают в их поведении как несоответствие слов и поступков, они отстаивают свои взгляды на свою жизнь, что родителям может быть неожиданно, незнакомо и даже неприемлемо ("Кто ты такой, чтоб меня учить, со мной спорить?"). Подростки усваивают большое количество информации, при этом они могут не знать самых элементарных вещей о нравственно — моральных нормах, этике отношений. Они не всегда способны задуматься о последствиях своих поступков и действий — в силу чего не способны их предугадать, установить причинно — следственные связи в отношениях. Мир подростков контрастен — им свойственен максимализм и крайности в рассуждениях, они непримиримы и ранятся о несовершенства мира. Бурные изменения происходят в эмоционально — мотивационной сфере. Наблюдается резкая смена настроений и переживаний (от веселья к унынию и наоборот), повышенная возбудимость, импульсивность, поляризация эмоций и чувств. Причина — в гормональной перестройке организма, затрагивающей все уровни, воздействующей на физическое, психическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние. Это проявляется в поведении подростков: как в нежелании что-либо делать, резкости в отношениях, взрывчатости или негативизме. Если взрослые не учитывают эти особенности в отношениях, часты эмоциональные конфликты в семье или школе, причина которых — порой просто плохое состояние подростка, которое его тоже может беспокоить и даже пугать, ведь такого не было раньше ("Что-то со мной не так"). Раздражимость и неготовность к контакту, нежелание именно сейчас включаться в какое — либо дело взрослыми зачастую трактуется как "лень", "грубость", "хамство" подростка, что может влиять на качество отношений, деятельность. Перестройка всего организма сама по себе является трудным и кризисным периодом для подростка — он меняется и телесно, и душевно, и духовно. Расширяется круг интересов, потребностей. Мотивы возникают на основе сознательно принятого решения, многие интересы приобретают характер стойкого увлечения, причём не всегда социально приемлемого. В общении, в отличие от предшествующего детского периода, особое значение приобретает потребность в принадлежности к какой-нибудь группе — в первую очередь к группе сверстников (подростковая реакция группирования). Взрослые модели поведения "примеряются" как способ позиционировать себя в другом статусе, роли. Осуждение, контроль, запреты взрослых усиливают эти тенденции мотивами "сделать назло", доказать свою правоту, "не быть ребёнком".Интенсивно развивается самосознание ("Я — концепция"), мировоззренческие позиции подростков. Вопросы к себе: "Кто я?", "Что я могу?", "На что способен?" — беспокоят и толкают их на эксперименты. Потребность попробовать запретное, чтобы почувствовать себя взрослым, часто провоцирует подростков на поступки, последствия которых могут повлиять на их дальнейшую судьбу самым разрушительным образом, если взрослые усугубят ситуацию осуждением и не помогут принять и пережить полученный опыт. Поиск опор для обозначения себя в мире делает остро болезненными реакции подростков на несправедливость, нечестность, несоответствие тому, что говорят и делают взрослые. И это — зона острых конфликтных столкновений, приводящих к отчуждению в отношениях, если взрослые не обладают терпением и способностью "контейнировать" свои обиды, принимать правду о себе конструктивно. Подросткам свойственна сепарация(отделение) от родителей. В поведении это проявляется как стремление к "взрослости" и независимости ("реакции эмансипации"). Это нормальная потребность и условие взросления ребёнка. Если она поддерживалась и формировалась родителями с раннего детства в разных формах деятельности (2–3 года — начало формирования автономности) — сепарация проходит без проблем. Ребёнок имеет опыт преодоления трудностей, получения результата, самостоятелен, ощущает свою взрослую часть как ответственность за свои поступки, свою жизнь. Если этого не происходило в воспитании — взрослость и независимость подростка проявляются только с внешней, поведенческой стороны (курение, выпивки, сексуальные отношения, реакции оппозиции, эмансипации, негативизм). Причина этому — авторитарная или попустительская модель отношений в семье, когда инициатива и самостоятельность ребёнка не поддерживались родителями из-за их высокой тревожности или авторитарности, и само новообразование "взрослость как ответственность" ими по каким-то причинам в ребёнке не формировалась. В этом случае сепарация болезненна для всех членов семьи — реакции подростков могут носить демонстративный, эксцентричный, агрессивный характер. Они хотят больше свободы, но не знают ответственности и не хотят её брать. И, конечно, родителей это пугает, тревожит, и такое поведение они воспринимают как подрыв или разрыв эмоциональных связей, "как нелюбовь к себе", как угрозу своему авторитету. Стремясь усилить контроль, "вернуть всё, как было", родители могут затормозить сепарацию, сделав своего ребёнка зависимым — тогда подросток перестанет отделяться, выбирая быть безынициативным, инфантильным, а, значит, перестанет взрослеть. Резко возрастает интерес у подростков к сексуальным, половым вопросам, мотивация поведения отчётливо выражает гендерные особенности. При отсутствии воспитания, формирования ценностно-нравственных ориентиров в этих вопросах, подростки могут проявлять промискуитетное поведение, переживать комплексы по поводу себя, своей половой идентичности. Важнейшей особенностью поведения в подростковом возрасте, как общим следствием изменений в психосоматике, является подростковая агрессивность (у мальчиков истоки агрессивного поведения проявляются в 12 и 14–15 лет, у девочек в 11 и 13 лет). У мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и вербальной форме агрессии (проклятия, угрозы), а у девочек — к прямой вербальной и косвенно-вербальной агрессии. И у мальчиков, и у девочек в 12–13 лет наиболее выраженной формой агрессии является негативизм, то есть оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета (родителей, определённых взрослых, установленных норм и др.). Эта особенность часто проявляется у подростков как способ сепарироваться от контролирующих родителей или защититься от агрессии, подавления, неуважения взрослых. Нередко у подростков проявляется аутоагрессивное поведение — агрессия, направляется ими на себя. К аутоагрессивному поведению относят пьянство, курение, токсикоманию, наркоманию, злоупотребление лекарствами, ожирение, сексуальные расстройства, гиподинамию. Круг проявлений личностной аутоагрессии очень широк — от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе самоповреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидных действий. Как отмечается в исследованиях, аутоагрессия и её уровни связаны с рядом социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей подростков: уровень аутоагрессии коррелирует с интроверсией, педантичностью депрессивностью, невротичностью, низкой самооценкой своих психосоматических способностей (память, мышление, тело и т.п.). А ещё аутоагрессия усиливается при переживании длительных стрессов: Ричард Берон и Джон Ричардсон (1979) обратили внимание на то, что чем больше на человека воздействуют стрессы, тем больше он подвержен вредным привычкам. Так же была установлена отрицательная корреляция уровня аутоагрессии, с общительностью, коммуникабельностью, и положительная — с застенчивостью, нерешительностью межличностного взаимодействия, дезадаптационными процессами. Таким образом, подросток действительно находится в кризисной, переходной ситуации, уже просто находясь в своём возрастном периоде. Заканчивается эпоха детства — впереди подростка ждёт смутное будущее и связанные с ним ответственность, обязанности и свобода. Подростковый возраст — как мост между эпохами, по которому совершается окончательный переход во взрослую жизнь. И переход этот очень стрессовый, сопровождающийся ожиданиями от взрослых и сверстников, страхом несоответствия этим ожиданиям, отсутствием опыта "во взрослых" ситуациях, изменением мировоззрения, статуса, роли в разных социальных кругах, расширением требований в этих кругах, усиленными требованиями к самим подросткам, к первым их жизненным результатам и к их будущему, о котором многие прицельно и не задумывались, руководствуясь опытом родителей. Недостаточность в ситуации семейного воспитания усиливает переживания этого стрессового периода и часто определяет различные формы дезадаптации и девиантного поведения. Ведь если ребёнка научают преодолевать трудности — сначала в самом малом и простом — с самого раннего возраста, ему не так уж сложно будет преодолеть трудности перехода во взрослую жизнь. И задача научить этому — обязанность и работа родителей. Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего "Я" и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью. И всё это необходимо закладывать с самого раннего детства. Если в период детства родители не проводили работу в этом направлении, в подростковом возрасте трудности адаптации показывают результаты недостатка воспитания в более ранний период. В чём состоит эта "родительская работа"? Важно создавать ребёнку "социальную ситуацию развития":учить его конструктивным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, с учётом особенностей каждого возрастного периода;организовывать поле деятельности ребёнка с раннего возраста, воспитывая его самостоятельность и ответственность, подкрепляя инициативу в самых разных видах деятельности, в том числе, и особенно — в труде (с раннего возраста через поручения);развивать творческие способности ребёнка во всех видах деятельности, во всех сферах жизни;организовывать интересный и плодотворный досуг в совместной деятельности, в общении. Ребёнку нужно давать возможность проявить себя в деле, чтоб он мог чувствовать свои способности, возможности и учился добиваться результата самостоятельно, преодолевая трудности. В.С. Мухина подчёркивала, что основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности — игровой, учебной, производственной, творческих занятий и прочее. И.С. Кон отмечал, что для подросткового возраста характерна направленность на собственную личность через самоисследование и самоанализ. Важен диалог в отношениях взрослых и подростка — для развития его самосознания, усвоения опыта социальных отношений, для более глубокого понимания себя и мира людей. Л.Ф. Анн выделила основные задачи развития подростка:формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;формирование интереса к другому человеку как к личности;развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;развитие и укрепление чувства взрослости, формирования адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием, об отношениях со сверстниками противоположного пола. Всё перечисленное важно. Но, самое главное, что должны осознать родители подростков — то, что они стали родителями подростков. И это — уже переход для родителей — из эпохи детства во взрослую жизнь отношений с ребёнком. И важно, и необходимо учитывать всё, что касается особенностей этого возрастного периода. Важно и необходимо понимать, что внутри подростка уже прорастает взрослый. Каким он будет, конечно, зависит от того, кого родители хотели и растили в ребёнке — самостоятельного человека, умеющего услышать себя и других, способного к ответственным действиям или беспомощного и зависимого человека, от которого потом будут ожидать поведения, непосильного для него в силу его опыта и развития. Ничто так не развивает ребёнка, как любовь и внимание к нему его родителей, их интерес к его потребностям, чувствам и мыслям, совместная деятельность, разделение ответственности в семье, спокойное и заинтересованное отношение друг к другу, научение разрешать трудности без осуждения, совместное переживание радости и удовольствия от преодоления этих трудностей. Это — основа для формирования творческого стиля жизни, а значит, стрессоустойчивого поведения, адаптивности в социуме, самосознания, позитивного самоотношения, взрослости. И если родители ребёнка что-то не успели в нём сформировать, что-то не знали, не заметили в своём родительском труде — сейчас, став родителями подростка, которому труден переход во взрослую жизнь, они могут только одно — начинать менять — не его, а себя. Это значит — родителям нужно учиться становится взрослыми рядом со взрослеющим ребёнком, учиться общаться с ним на равных, по-взрослому: слышать, понимать, договариваться. Учится новым конструктивным формам общения — самим или с психологом. Подростка уже не переделать, не перевоспитать — основа личности сформирована, многое — родителями: осознанно или нет, хотелось им этого, или нет. Переделать подростка нельзя, но можно помочь ему справиться с трудностями роста, поддержать, быть рядом — в уже собственном процессе становления взрослеющего человека.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 53 просмотра
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!