Вход на сайт
Авторизация Забыли пароль?Регистрация  
Логин:
Пароль:
      

Вход через социальные сети

Если у Вас есть регистрация в других социальных сетях или аккаунт OpenID, то Вы можете войти на сайт без регистрации.

Войти через loginza

Духовный кризис: причины, динамика, последствия

19 марта 2019 -
В настоящее время в обществе происходит коренной перелом, переход от коллективистического типа мышления и индивидуалистического к их совместной форме. Также происходят быстрые изменения в сфере отношений как между людьми, так и человека к самому себе и миру в целом. Указания на духовный кризис и пути его прохождения содержатся в современном кинематографе и литературе. Прежде, чем перейти к рассмотрению духовного кризиса как такового, необходимо сказать пару слов о том, что понимается под духовностью в данной работе. У такого понятия, как "духовность", в современной науке нет чёткого определения, однако в большом психологическом словаре под духовностью понимается "поиск, практическая деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения" [1, с. 182]. Также там отмечается, что "духовность — духовно практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека" [1, с. 182]. При этом В.И. Слободчиков и Е И. Исаев отмечают, что духовность — это "способность переводить унивёрсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себе-тождественность человека, его свобода от жестокой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями" [7, с. 11]. То, о чём пишут исследователи: "себе-тождественность", "свобода от… зависимости перед меняющимися ситуациями" — достигается за счёт "взращивания" своего внутреннего стержня личности, её развитие через деятельность, развитии своего мышления и своего понимания происходящего. Как отмечает юнгианский аналитик Л. Корбетт, духовность — это "наш персональный миф, наша способность понимать природу вещей" [5, с. 31]. Он пишет также, что духовность находит своё отражение в наших ценностях, убеждениях, мыслях, поисках смысла, нашей вере и способности "позволить чему-то невидимому, неуловимому вести нас" [5, с. 31]. Отмечается также и то, что "наша духовность выражается в нашем отношении к этому уровню бытия, в чувстве тайны, в эстетическом чувстве и отношении к смерти" [5, с. 31]. Важно указать на тот факт, что духовность приобретает особую важность в период страданий [5], помогает смириться с неизбежным, принять смерть [6], пережить болезнь и наполнить смыслом каждое мгновение нашей жизни. И важность духовного кризиса заключается в переосмыслении человеком своих ценностей и взглядов на смысл жизни и жизнь в целом, отношения к смерти и болезням. Изменения, происходящие в период духовного кризиса, затрагивают человека полностью, его поступки и действия, изменяют деятельность личности и взгляды на жизнь. В период духового кризиса у человека проявляется воля к жизни, происходит проверка ценностей на прочность [3].В. Козлов выделяет три причины духовного кризиса:деформация структуры Эго (болезнь, рождение ребёнка, деформация социальных связей, потеря смысла жизни, попадание в тоталитарные секты);невозможность реализовать основные тенденции личности (нищета или быстрое накопление излишних материальных благ, резкое изменение социального положения, быстрое накопление знаний);кризис витальности (упадок сил или буйство энергии, гиперактивность, неадекватная к жизненным обстоятельствам) [3].Автор также выделяет специфические психоэмоциональные паттерны, характерные для духовного кризиса, к которым он относит переживания: страха, одиночества, отчуждённости, состояния "безумия", символической смерти [3]. Кроме перечисленных выше симптомов, у лиц, находящихся в процессе переживания духовного кризиса наблюдаются также симптомы, характерные для II–IV стадий переживания кризисных ситуаций (по Л.А. Китаеву-Смык): предболезненное состояние, повышение или понижение кровяного давления и температуры тела, снижение активности, появление заболеваний сердца (гипертония, ишемия) и раковых опухолей, снижение социальной и познавательной активности, повышение агрессивности; возможны попытки суицида [2].Итак, духовный кризис, как и любой другой, имеет свою динамику, и В. Козлов выделяет следующие его этапы [3]:Обыденное существование. Это привычная форма жизни человека. На этой стадии кризиса как такового, ещё нет. В жизни человека ничего особенного не происходит и подходит под описание "нормы жизни". Это период стабильности и безопасности, комфорта. Существование в зоне комфорта поддерживается такими переменными, как: бесконфликтность между основными структурами личности; жёсткое следование нормам общества и подавление теневых сторон своей личности; снижение порога чувствительности и повышением ригидности Эго. Данный этап завершается, как только человек выходит за рамки привычного. Зов. Эта стадия связана с изменениями, ломкой устоявшего уклада жизни: изменение социальных отношений; отношений к телу и возникновение болезни; потеря работы; изменение привычных представлений и убеждений. Автор также указывает на то, что "зов кризиса" лучше слышен при большей интенсивности опыта и ставит человека перед выбором: осваивать новые способы "бытия-в-мире" (Л. Бинсвангер) или игнорировать его. Смерть и возрождение. На данной стадии происходит расширение границ личности за счёт разрушения старой структуры Эго, отношений. Этот этап символизирует смерть (разрушение) прежних устоев. Как правило, это разрушение происходит неожиданно для человека и связана с шоком, в качестве выхода из которого автор видит четыре пути: 1) позитивная дезинтеграция с переходом на качественно новый уровень целостности сознания и личности; 2) сумасшествие; 3) негативная дезинтеграция с последующим возвращением в зону комфорта; 4) смерть. Урок. После прохождение шоковой стадии кризиса у человека появляются новые способы разрешения конфликтных ситуаций; ценности; способы адаптации. Также на данном этапе появляется состояние равного отношения ко всему (ощущение взаимосвязи всего-со-всем), происходит признание самоценности личности и её прав. Интеграция. Это этап завершения кризиса, основной характеристикой которого является проявление опыта, полученного в результате кризиса, в обыденных отношениях и служении другим [3].В процессе прохождения и проживания духовного кризиса происходит пробуждение духовности, основным признаком которого (по В.Н. Колесникову) является больший приоритет "субъективного" над "объективным":субъективное пространство становится приоритетнее объективного, что проявляется в ощущении наполненности душевного мира и чувстве родства со всем живым окружением;субъективное время становится приоритетнее объективного, что проявляется в ощущении полноты жизни;субъективная чистота становится приоритетнее объективной, что проявляется в обострении у человека чувства чистоты на физическом, физиологическом и психологическом планах [4].Резюмирует автор свои выводы такими признаками свободного человека, как самостоятельность, оптимизм и душевная чистота [4], которые являются следствием прохождения духовного кризиса и пробуждения духовности. Таким образом, мы видим, что духовный кризис, пробуждая духовность, с одной стороны, может в случае неадекватного течения послужить причиной психологических и соматических заболеваний — с другой. Полное библиографическое описание статьи: Земцов Ю.Н. Духовный кризис: причины, динамика, последствия // Современные аспекты гуманитарного знания: Материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. О.В. Григоренко. — Воронеж: ИПЦ "Научная книга", 2017. — С. 32–36.Список литературыБольшой психологический словарь // под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — Санкт-Петербург: "Прайм-Еврознак", 2009 — 811 с.Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти / Л.А. Китаев-Смык. — Москва: "Смысл", 2012. — 463 с.Козлов В.В. Интегративная психологи: Пути духовного поиска или освящение повседневности / В.В. Козлов. — Москва: "Психотерапия", 2007. — 520 с.Колесников В.Н. Признаки пробуждения духовности // Психология духовности: Хрестоматия / сост. Н.И. Татаркина. — Липецк: ЛГТУ, 2001. — С. 110–131.Корбетт Л. Священный котёл: психотерапия как духовная практика / Л. Корбетт. — Москва: "Когито-Центр", 2014 — 372 с.Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. — Москва: "София", 2001. — 316 с.Слободчиков В.И. Духовное бытие человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Психология духовности: Хрестоматия / Сост. Н.И. Татаркина. — Липецк: ЛГТУ, 2001. — С. 5–16.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 61 просмотр
0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!