booked.net

2 сентября 2018, Психология Юрий

Психология семейного разлада

35 просмотров
Голосов: 0
0
"Любые конфликты в отношениях между людьми, если они не обусловлены различиями в языке и обычаях, возникают из-за разницы в уровне их личностной зрелости". Полли Янг-Айзендрат "Ведьмы и герои".На разных стадиях развития ребёнка в результате травм развития возникают разные комплексы (основанные на архетипах), которые проявятся во взрослой жизни. Комплекс — это совокупность образов, идей и чувств, связанных с иррациональными побуждениями или мотивациями. Мы не можем установить хорошие отношения с другими людьми, не имея представления о своих комплексах. Бессознательные комплексы могут препятствовать целенаправленным, рациональным способам общения. Они мешают человеку ощущать себя личностью и видеть личность в другом человеке. Если переживание комплекса происходит исключительно во внутреннем плане, человек воспринимает комплекс как внутренний конфликт, который можно назвать конфликтом между комплексами. Как правило, это конфликт между Эго-комплексом личности, или Я как субъектом намеренного действия, и каким-то другим, менее осознанным комплексом. Проигрывая бессознательный комплекс, человек становится неуравновешенным и легко выходит из себя; он пребывает в странном настроении, постоянно испытывает беспричинную тревогу. Если переживание комплекса затягивается, проигрывание происходит и в межличностной сфере, в отношениях между людьми. Один человек проигрывает свой комплекс, затем в этот процесс включается другой и, в свою очередь, по-своему проигрывает этот комплекс. Комплекс в межличностных отношениях — это привычный круг действий, символических образов и эмоций, сформировавшийся в связи с переживанием некоторых типичных жизненных ситуаций. Примерами комплексов, существующих в повседневной жизни, могут служить "Эго-комплекс", "Отец", "Мать", "Ребёнок" и "Герой". Понятие комплексов способствует пониманию иррациональной коммуникации в межличностном общении — между двумя людьми или в целой группе, например, в семье. Если в гостях у мужчины женщина вдруг начинает наводить порядок в его комнате, расспрашивать его, как он себя чувствует, и о чём он думает. По существу, женщина организует окружающую реальность так, словно является его матерью, она "одержима" материнским комплексом. Поведение женщины говорит о её желании контролировать жизнь своего мужчины и заботиться о нём. Если мужчина никак не реагирует на эти действия, оставаясь равнодушным и отстранённым, он, по существу, даёт понять: "Ты относишься ко мне как к ребёнку. Оставь меня в покое". Женщина замечает эту отстранённость, начинает беспокоиться, понимая, что совершила какую-то ошибку, и пытается восстановить отношения. В ответ на её беспокойство мужчина ещё больше отдаляется от неё. Затем эти двое расстаются, продолжая проигрывать негативный материнский комплекс. В процессе такого проигрывания мужчина ведёт себя как мальчик, подавляемый "поглощающей" матерью, а женщина испытывает страх, искренне веря в то, что она плохая, и что вся её забота и все её слова никому не нужны и никуда не годятся. Если оба продолжат проигрывание своего иррационального комплекса, то вскоре начнут путаться в значении собственных слов, и общение их перестанет быть осознанным и целенаправленным. Как образуется негативный материнский комплексКомплекс возникает при раннем взаимодействии с матерью через невербальные средства общения. Ощущения охватывают всю совокупность восприятия младенцем матери, и тогда у него формируется некий собирательный образ матери. Младенец не персонифицирует свою мать, а скорее собирает совокупность своих ощущений в аффективно заряженных представлениях "хорошей" и "плохой" матери. Если младенец постоянно испытывает ощущения комфорта, и эти ощущения сопровождаются всё более ясным предвидением действий, необходимых для получения удовлетворения, то постепенно у него возникнет индивидуальное слуховое, визуальное, кинестетическое и обонятельное представление о нежной матери. На основе архетипа матери формируется комплекс заботливой Великой Матери, и возникает базовое доверие к миру. Когда такой человек становится взрослым, то в межличностных отношениях активизируется комплекс Великой Матери. И это даёт человеку уверенность в том, что его любит, поддерживает и о нём заботится другой человек, то есть позитивное самоощущение. Если от отношений с матерью у ребёнка часто возникает ощущения дискомфорта в результате тревожности, страха, то возникает представление о матери как об ужасной, и на основе архетипа матери формируется — негативный материнский комплекс, и возникает недоверие к миру. Когда такой человек становится взрослым, этот комплекс всегда будет актуализирован в обычных человеческих отношениях и привнесёт много проблем. Негативный материнский комплекс, находящийся во внутреннем мире человека — это инстинктивно-эмоциональная модель поведения, реакция взрослого человека на жёсткое родительское воспитание. Для него характерны ощущения подавленности, безысходности, удушья, а также страх перед этими ощущениями. Люди, подверженные воздействию комплекса, чувствуют себя потерянными или разочарованными, они испытывают гнев, не понимая, что с ними происходит. Эти чувства не поддаются индивидуальному контролю, но проигрываются как часть комплекса в межличностных отношениях с другим человеком. Если у женщины есть негативный материнский комплекс, то она ощущает себя более сильной и влиятельной, чем на самом деле. Она фактически приговаривает себя к ошибочным действиям. Постоянное проявление негативного материнского комплекса способствует тому, что женщина испытывает сильную ненависть по отношению к себе и, как правило, остаётся в одиночестве. Если негативный материнский комплекс постоянно проигрывается супружеской парой, их отношения становятся формальными и теряют жизненную энергию. Они превращают свою жизнь в военные действия, занимая противоположные позиции, и отстраняясь друг от друга. Супруги изо дня в день испытывают отчуждение, обиду, боль и отчаяние,При проигрывании материнского комплекса каждый из супругов исполняет типичные роли ведьмы, героя или быка. Эти роли противопоставлены: с одной стороны — ведьма, с другой — герой или бык. Хотя каждый из них может играть любую входящую в комплекс роль, всё же каждая из них обусловлена стилями мужского и женского поведения. Так, женщины склонны выбирать роль ведьмы, а мужчины — роль героя или быка. ВедьмаЭтот образ был хорошо известен в фольклоре XV в. Ведьма хорошо известна и сегодня, но именуется по-другому: теперь её называют стервой, мегерой, властной матерью. По-видимому, за прошедшие века характер ведьмы ничуть не изменился: она всё та же — злая, назойливая, заполняет собой всё психологическое пространство, имеет магическую власть и ненасытную потребность пожирать детей и мужчин. Как и известная по современной психотерапевтической литературе доминирующая и гиперопекающая мать, ведьма растворена в своих детях и никому не позволяет взять власть в семье. Ведьма — воплощение негативной, директивной власти — с помощью своих эгоистичных манипулятивных действий подчиняет себе других людей, особенно тех, кто от неё зависит. Периодически она ощущает себя виноватой, и ей становится стыдно за свои чувства, за ту ярость и гнев, которые не дают ей покоя. Душевная боль превращается в обиду, отчуждение, холодность. Она может лишь вкратце описать своё состояние, но в основном будет просто скрывать свои чувства, пытаясь управлять другими людьми, осуждать их, досаждая кому-нибудь или стараясь услужить, или разрывает отношения с близкими ей людьми. Время от времени каждая женщина проигрывает роль ведьмы. Это происходит, когда она чувствует, что её недооценивают и не понимают, когда ощущает перенапряжение и усталость. Очень часто "Ведьма" как состояние идентичности обычно появляется в среднем возрасте. У женщин оно обусловлено стыдом и страхами, связанными с внешним обликом (идея ожирения и неотвратимого старения) или с ощущением усталости от выполнения функций воспитателя (мать, которую не оценили по достоинству). В зависимости от уровня депрессии и глубины идентификации с образом ведьмы женщина сможет (или не сможет) признать угрозу потери своей зрелой женственности. Зачастую обида и горечь, вызванные идентификацией с образом ведьмы, препятствуют любому проявлению ощущения своей полноценности, веры в свои знания и умения и возрождению утраченной фемининности. ГеройОбраз является воплощением компетентного, рационального человека, который "соблюдает дистанцию" и пользуется уважением близких за свою человечность и доброе отношение к людям. "Герой" считается авторитетным и знающим себе цену человеком. Как в супружеских отношениях проявляется характер героя? "Герой" собирает, обобщает и анализирует факты. Он не может понять или хотя бы "услышать" свою жену-"ведьму", поскольку она слишком эмоциональна. Он отрицает смысл её слов и постоянно ищет уязвимые места в её рассуждениях, настраивая её против себя. Женская власть и сила "ведьмы", её настойчивое и гневное противоборство — это проклятие для "героя", и он отвергает свою жену. БыкМужчина может быть независимым, имея рациональную установку "героя", но когда случается нечто "запредельное" (зачастую из-за претензий жены), он спускается со своего "героического пьедестала" и ведёт себя так, словно совершенно потерял голову. Он становится "быком", проявляя ярость. Роль "быка" предполагает защиту, включающую агрессивное и доминирующее поведение, направленное против какой-то силы, которая пугает его своей непонятной мощью. В отношениях с "ведьмой" "бык" защищается от комплекса негативной матери и отвечает эмоциональной жестокостью и грубым поведением, так как считает, что, если он не вступит с ней в борьбу, она его подавит и разрушит. Длительное пребывание в этой роли приучает мужчину вести борьбу постоянно. Он уже не отличает авторитетность от агрессивности, заботу от доминирования, проявление чувств от реальных действий, и это доставляет множество неприятностей. "Бык" настроен враждебно к проявлению чувств, женским сообществам и любым намёкам на мужскую слабость. Он оскорбляет и бьёт жену, детей. Мужчина-"бык" становится недоверчив к другим людям и создаёт защитный экран агрессивной и раздражительной предвзятости, пытаясь скрыть свою уязвимость от других. В нём развивается чрезвычайно сильный страх и перед возможной враждебностью других, и перед собственной яростью. Этот страх постепенно превращается в направленную агрессию. Обратной стороной поведения "быка" является импульсивное "проигрывание на себе", т. е. аутоагрессия, выражающаяся в употреблении алкоголя, наркотиков и склонности к самоубийству. Любой человек в определённых ситуациях может вести себя как "ведьма", "герой" или "бык". Обычно эти состояния являются нестабильными и временными. Но если какая-то роль постоянно повторяется, подкрепляется и бессознательно проигрывается снова и снова, то она становится частью комплекса — совокупности образов, чувств и привычных действий, имеющих непреднамеренную и обезличенную мотивацию, то есть становится типом поведения. "Бык" и "ведьма" будут сражаться насмерть, но никогда не смогут решить никаких проблем, хотя время от времени и будет заключаться перемирие. В этой войне каждый супругов несёт большие потери. Обоих подстерегает опасность утраты близких взаимоотношений. Мужчина может потерять жену и детей, свой авторитет и значимость для других членов семьи, а также утратить контакт со своим внутренним миром. Женщине грозит потенциальная опасность полностью лишиться взаимопонимания в отношениях с мужем, утратить женственность. В этом заключается главная проблема людей среднего возраста — проблема развития личности. Необходимым условием для дальнейшего развития личности на этом этапе является осознание каждым из супругов необходимости собственного глубинного изменения, а не только изменения личностных качеств своего партнёра или самой ситуации. Необходимо проработать бессознательные комплексы внутреннего мира, и особенно негативный материнский комплекс. Этим как раз и занимается один из современных методов психологии — архетипическая терапия. Литература:Полли Янг-Айзендрат Ведьмы и герои. Феминистский подход к юнгианской психотерапии семейных пар. М. "Когнито-Центр", 2005 г.Сибилл Биркхойзер-Оэри Мать. Архетипический образ в волшебной сказке. М. "Когнито-Центр", 2006 г.Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии. М. "Когнито-Центр", 2002 г.
Позитивных: 0
На тройку: 0
Негативных: 0
Общий балл:
0
Всего отзывов: 0

Нет отзывов. Ваш будет первым!

0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!



Похожие статьи:
  • Травма позвоночника = травма человекаВ разделе - ПсихологияВремя чтения: 2 минуты. От здоровья позвоночного столба зависят внутренние органы, мышечная система и головной мозг. Когда что-то в работе нашей главной оси...
  • О сексуальном голосе в голом видеВ разделе - ПсихологияКогда речь заходит о красках человеческого голоса, часто наталкиваюсь на темы о сексуальном голосе, его создании, настройке. Но информация эта носит...
  • Об эволюции желанийВ разделе - ПсихологияПо моим наблюдениям, в современной реальности сформировалась своеобразная культура "развития", которая возникла в результате множества приёмов...
  • Женская сексуальностьВ разделе - ПсихологияСексуальная активность и сексуальное поведение женщины являются важнейшей составляющей частью её жизни. Сексуальность — это очень закрытая сфера...
  • МедитацияВ разделе - ПсихологияИстория личных медитаций начинается буднично. С возрастом организм стареет, теряется контроль над телом, эмоциями, мыслями. Амбиции хоть и угасают вместе...

Общество друзей милосердия