booked.net

2 октября 2018, Психология Юрий

Психологические причины школьной неуспеваемости

11 просмотров
Голосов: 0
0
Низкая мотивация. При низкой мотивации школьник, подросток не заинтересован в хорошей учёбе. Более того, часто — демотивирован. Особенно это касается подросткового возраста. Считается, что в начальных классах школы ребёнок учится не для себя, а для родителей и учителя. Мотивация его хорошей учёбы — одобрение родителей и учителей. Если он такого одобрения и поддержки не получает или получает в недостаточной степени, его мотивация на то, чтобы хорошо учиться, может значительно снизиться. Некоторые родители используют тактику негативного подкрепления — ругают за плохие оценки, в то время как за хорошие оценки никак не хвалят, имея ввиду, что хорошая оценка — это норма. Даже специально не показывают своей радости по поводу такой оценки. Зачем за неё хвалить, проявлять свою радость, если ребёнок, как бы по умолчанию, должен учиться только на пятёрки?Ещё в середине прошлого века психологи установили, что негативное подкрепление поведения не работает или работает очень слабо. Если ребёнка ругать за плохие оценки, наказывать — это, мало того, что не принесёт хорошего результата, может ещё и оставить в душе ребёнка на всю жизнь травму от несправедливого отношения к нему родителей. Гораздо эффективнее работает позитивное подкрепление — разделить с ребёнком его радость от получения хорошей оценки, что может быть лучше и эффективнее для его хорошей учёбы?Демотивация. В подростковом возрасте авторитет родителей и учителей постепенно уходит. И авторитетами становятся лидеры подростковых групп. Разумеется, не все такие группы девиантны и учат только плохому, часто в таких группах отличник может пользоваться уважением, в том числе и за то, что хорошо учится. Однако зачастую хорошая учёба не является признаком "крутого пацана", напротив, хорошие оценки могут считаться чем-то неправильным в такой группе — как следование нормам в противопложность подростковому протестному поведению. В такой группе подросток может быть демотивирован к хорошей учёбе, что немедленно сказывается на его успеваемости. Обида на двойки. Школьник может быть демотивирован к учёбе и обидой несправедливым (с его точки зрения) отношением к нему не только родителей, но и учителей. Несправедливо, как ему кажется, поставленная двойка может отбить желание учить этот предмет вообще. Тревожное состояние. Неуспеваемость может быть вызвана общим тревожным состоянием школьника. Он может сталкиваться с агрессивными проявлениями со стороны других детей в школе, во дворе, на улице. Даже единичный эпизод, психологически не пережитый школьником, может отразиться на его психике — тревога, тревожные ожидания наряду с общим низким эмоциональным фоном могут могут тормозить его интеллектуальную активность, что может приводить к невротическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям и снижению успеваемости. Школьнику, в силу разных причин, часто бывает сложно поделиться своими тревогами и сложностями с родителями. Подростковый мир — другой, не такой как наш, взрослый мир. Представьте, например, что каждый раз, выходя из дома, вы вынуждены озираться — нет ли во дворе ваших недругов, которые, например, могут подойти и ударить вас. Или, когда просто идёте по улице и видите группу сверстников, вы напрягаетесь, потому что высока вероятность, что они на вас нападут, и вы вынуждены будете или убегать, или отбиваться от них. Для подростка — это его повседевная жизнь, и уровень его тревожности может быть очень высок. Почему неуспевающему школьнику нужен психолог?Традиционно, при низкой успеваемости у школьника родители нанимают ему репетитора. Да, это помогает, но часто эффект не очень высок. Зачастую в этот момент ребёнку (подростку) нужен не репетитор, а психолог. Или — и репетитор, и психолог. В идеальном варианте — репетитор-психолог, но таких специалистов крайне мало. Среди моих клиентов есть и репетиторы, по их рассказам я знаю самые разные примеры как откровенного бойкота со стороны школьников занятий с ними, "пассивных забастовок", просто низкой мотивации. Вплоть до обмана, когда школьник звонит репетитору и отменяет встречу, родителям сообщает, что репетитор был, а деньги, которые он должен был отдать репетитору, присваивает. Очень часто, чтобы решить проблему неуспеваемости школьника, нужна именно помощь психолога. Психолог может работать с семьёй — школьником и его родителями, помогая разбирать конфликты между ними, потому что часто именно семейные конфликты приводят ребёнка в тяжёлое психологическое состояние и отвлекают его от учёбы, не дают ему учиться хорошо. Психолог может работать с самим школьником, помогая ему "разрядить" накопившиеся у него негативные эмоции, пересмотреть и изменить его негативное отношение к школе, учителям (или конкретному учителю), одноклассникам и самому процессу учебы. Также психолог может помочь разобрать конфликты между учеником и учителем. Часто такой конфликт (о котором, к слову, учитель может и не догадываться, этот конфликт существует только в голове самого ребёнка) может приводить к нежеланию заниматься по конкретному школьному предмету и, соответственно, к неуспеваемости по этому предмету. Либо такое напряжение в отношениях может быть, действительно, с двух сторон, и психолог, в данном конкретном случае выступая в роли конфликтолога, может помочь это напряжение разрядить. Психологических причин школьной неуспеваемости много. Работа психолога — помочь в них разобраться. А, разобравшись, помочь ребёнку избавиться от страхов, снизить тревожность, повысить его мотивацию к учёбе, улучшить отношения со сверстниками, учителями и родителями.
Позитивных: 0
На тройку: 0
Негативных: 0
Общий балл:
0
Всего отзывов: 0

Нет отзывов. Ваш будет первым!

0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!



Похожие статьи:

Общество друзей милосердия