booked.net

14 сентября 2018, Психология Юрий

Критерии взрослости

27 просмотров
Голосов: 0
0
Давайте поговорим о том, кто такой взрослый человек, какие есть критерии определения взрослости. Разделим критерии на объективные и субъективные или наблюдаемые и неочевидные. Наблюдаемые/объективные:Развиты навыки самообслуживания (одевается, следит за личной гигиеной, может приготовить себе еду);Умение работать (выполнять договорённости, фокусировать внимание на текущей задаче, определять главное и второстепенное, помнить о цели);Готовность соблюдать правила приличия, культурные и рабочие нормы. В целом человек способен всё это делать в подростковом возрасте, а некоторые и ещё раньше — при переходе из начальной школы в старшую. Т.е. критерии хорошие, но про зрелость, особенно психическую, говорят очень мало. С точки зрения психологии, зрелость — это способность выдерживать противоречие без расщепления себя и окружающего мира. Для этого необходимо уметь выдерживать дискомфорт. Это и есть субъективный или неочевидный критерий взрослости. Выдерживать дискомфорт, значит:Замечать дискомфорт и воспринимать его как внутренний отклик на внешние процессы;Отслеживать проявления дискомфорта и меру его выраженности (замечать нарастание и убывание, какими телесными ощущениями, мыслями, действиями дискомфорт проявляется);Быть способным исследовать природу дискомфорта, находить связь внутреннего процесса и внешних обстоятельств;Быть способным регулировать степень дискомфорта, влияя на своё поведение или мышление. Представляете, насколько это тяжело? Я выделила четыре больших этапа. И на каждом из них свои тонкости и нюансы. Приведу некоторые примеры сбоев на этих этапах. Можно считать, что если причина дискомфорта — внешние обстоятельства, то именно они и должны поменяться, чтобы дискомфорт прошёл. Для этого просто нужно сильнее страдать или громче возмущаться. Можно игнорировать свои ограничения и не замечать свой дискомфорт, пока совсем не упадёшь от усталости или не впадёшь в истерику. Можно замечать неприятные переживания, но не связывать их с ситуацией, в которой находишься. Или находить удобные варианты связи, а не реальные, потому что те задевают самооценку. Наш внутренний мир похож на лабиринт, и это требует от нас большого внимания. На четвёртом этапе люди могут не знать, что делать ("и что мне с этим делать?" — самый частый вопрос в терапии), или знать, но не делать, потому что это "глупо", "нелепо", "неудобно", "непривычно".Итог: часто понятие "взрослый человек" и реальная взрослость не совпадают. Поведение может выглядеть как зрелое, но не быть таковым. На проверку человек оказывается совершенно не ориентирующимся в том, что с ним происходит, и в том, как он совершает свои выборы. Просто ему удалось создать красивый образ, который позитивно подкрепляется обществом. Теперь весь его психический аппарат работает на поддержание этого образа, а не на реальное взросление. Так человек сам становится заложником этой видимости. И платит за это тревогой или внутренней пустотой, отсутствием удовлетворения, что он живёт своей жизнью. Желаю всем, чтобы не приходилось имитировать.
Позитивных: 0
На тройку: 0
Негативных: 0
Общий балл:
0
Всего отзывов: 0

Нет отзывов. Ваш будет первым!

0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!



Похожие статьи:

Общество друзей милосердия